|
| | |
| Главная » 2009 » Май » 4 » Визит к врачу - это тоже подготовка к школе (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
13:50 Визит к врачу - это тоже подготовка к школе (ПРОДОЛЖЕНИЕ) |
Правила здорового питания за столом: 1. За столом исключить все воспитательные и соревновательные моменты! 2. Научить ребенка тщательно жевать. Во время жевания пища измельчается, а это снижает нагрузку на желудок: при жевании вырабатывается слюна, которая расщепляет углеводы. Даже сок или молоко нужно предлагать детям за столом и не торопить их. 3. Поить ребенка за 20 минут до еды, чтобы обеспечить организм водой, которая входит в состав слюны и желудочного сока. 4. Стремиться к тому, чтобы в рационе ребенка преобладала натуральная пища, выращенная в том районе, где живет ребенок Избегать консервантов, красителей, стабилизаторов. 5. Избегать переедания, повышенной калорийности пищи. Почему ребенок плохо ест: 1. Недостаток ферментов в организме. 2. Невкусно (пища пресная, безвкусная, однообразная). 3. Вследствие заболеваний желудочно-кишечного тракта. 4. Отрицательные условные рефлексы (психологический комплекс): - воспитывают за столом; - заставляют есть силой; - угнетают, подавляют; - страхи (боязнь нового, неизведанного). Что влияет на формирование здорового аппетита: 1. Стимулирующая терапия (прогулки, игры с водой, подвижные игры). 2. Эстетика оформления приема пищи (вкусовой анализатор связан со зрительным - вспомните, как меняются вкусовые ощущения в темноте). 3. На вкусовые ощущения влияет музыка, изменяя их как в положительную, так и в отрицательную сторону. 4. На аппетит влияет состояние кожи: во время холода, жары, при тесной одежде и обуви, при заболеваниях кожи аппетит снижается. 5. Увеличивает аппетит использование естественных стимуляторов: зелени, малосольных огурцов, свеклы, кислого питья, способствующих образованию желудочного сока. Для нормального развития нельзя заставлять ребенка есть пищу, которая кажется ему невкусной, так как организм обладает верным инстинктом относительно того, что ему вредно. Ребенку нужно помогать развивать вкус к простой и здоровой пище, питательной и аппетитной, но свободной от бесполезных добавок. Если ребенок не может съесть всю порцию, лучше положить на тарелку меньше еды, чтобы ребенок съел все, - возможно, он даже попросит добавки. Большая порция пугает ребенка. Нельзя использовать еду как средство принуждения или наказания. Это может вызвать стойкое отвращение к пище. Постоянное употребление жевательной резинки вначале тонизирует, а потом истощает вкусовой анализатор, создает патологии полости рта, искажает естественную мимику. Работа органов пищеварения идет под контролем нервной системы, поэтому любые волнения, стрессы легко вызывают изменения в работе желудочно-кишечного тракта (рвота, понос, отказ от пищи и т. д.). На шестом году жизни начинается такой важный этап в развитии ребенка, как смена молочных зубов постоянными. Смена зубов - это физиологический сигнал о готовности ребенка к школьному обучению, один из этапов биологической зрелости организма. Постоянные зубы - это свидетельство того, что желудочно-кишечный тракт готов к работе в режиме взрослого человека. Зубы требуют особого ухода - регулярной чистки и полоскания. И если ребенка не научили чистить зубы в более раннем возрасте, то с пяти до семи лет это сделать еще не поздно. У зубов есть друзья и враги среди продуктов. Друзья - это сырые овощи и твердые фрукты, при их жевании очищается эмаль, укрепляются десны, улучшается кровообращение зубов, правильно формируется костная основа челюстей. Враги - сладости и мучные изделия, их крошки - отличная питательная среда для микробов, разрушающих зубную эмаль. Поэтому после сладостей, десерта нужно обязательно полоскать рот. Способствует разрушению эмали употребление горячей пищи после холодной или наоборот: от разницы температуры эмаль трескается. Врагом зубов являются также орехи в твердой скорлупе, которая механически травмирует эмаль. На седьмом году жизни активно растет поджелудочная железа, изменяется ее функциональное состояние, поэтому возможно расширение диеты детей седьмого года жизни. Значение основных питательных веществ Для полноценного питания детям необходимы органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины - и неорганические: минеральные соли и вода. Белки. Белки являются основным строительным материалом организма, входят в состав гормонов, ферментов, транспортируют кислород (гемоглобин), входят в состав антител, то есть участвуют в образовании иммунитета. Недостаток белка в пище нарушает жизнедеятельность организма (возможна задержка роста, развития), является причиной малокровия, снижения сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Суточная потребность детей пяти - семи лет в белке - 3,5 грамма на 1 килограмм веса. Белковый набор каждого человека строго уникален и специфичен, между тем многообразие белков обеспечивают 20 аминокислот, 8 из них считаются незаменимыми, то есть должны поступать с пищей (мясо, молоко и молочные продукты, яйца), 12 аминокислот могут синтезироваться в организме. Жиры. Жиры входят в состав клеточной мембраны (оболочки), при недостатке жиров в организме клетка становится уязвимой для ядов, а полезные вещества выходят из клетки, то есть нарушается постоянство внутреннего содержимого клетки. Жиры являются источником энергии в организме: при расщеплении 1 грамма жиров образуется 9,1 килокалории тепла. Жиры растворяют витамины и выполняют роль тепловой и механической изоляции, то есть защищают организм и отдельные органы. Дети пяти - семи лет должны получать с пищей 3,5 грамма жира на 1 кг веса тела, причем около 70 процентов должно приходиться на жиры животного происхождения (сливочное масло) и примерно 30 процентов - на растительные жиры (подсолнечное масло). Избыток жиров вреден для организма, так как ведет к отложению жировой ткани под кожей и около внутренних органов (сердце, почки). Углеводы. Являются основным источником энергии и способствуют утилизации организмом белков и жиров. Потребность организма пяти-семилетних детей в углеводах - 14 грамм на 1 килограмм веса. У детей более полное и быстрое усвоение углеводов и большая устойчивость к избытку сахара в крови. Вода. Является строительным материалом, катализирует все обменные процессы, участвует в регуляции температуры тела. У семилетних детей вода составляет 70 процентов от веса тела, у взрослых - 50-60 процентов. Высокое содержание воды в организме детей связано с большой интенсивностью обменных реакций, с быстрым ростом и развитием, усиленным потоотделением и потерей воды через почки. Поэтому важно соблюдать питьевой режим. Минеральные вещества - необходимый компонент питания. Микроэлементы являются тонкими регуляторами обменных процессов. Соединяясь с белками, они служат материалом для образования ферментов, гормонов, витаминов. Недостаток минеральных веществ приводит к нарушению обменных реакций детского организма, его роста и развития. Микроэлементы содержатся в натуральных продуктах, особенно ими богаты овощи, фрукты, листовая зелень, мясо, молочные продукты. Витамины - органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. В настоящее время известно около 80 витаминов, которые участвуют в обменных процессах, клеточном дыхании, кроветворении, оказывают влияние на состояние кожных покровов и слизистых оболочек, на проницаемость кровеносных сосудов, остроту зрения, усиливают сопротивляемость организма инфекциям, регулируют усвоение организмом минеральных солей.
По содержанию витаминов в организме выделяют три состояния: - гиповитаминоз - недостаток витаминов в организме, который легко восстанавливается при введении в рацион ребенка продуктов, богатых витаминами; - авитаминоз - полное отсутствие витаминов в организме, что приводит к таким серьезным заболеваниям, как цинга, бери-бери, куриная слепота, но при обогащении рациона витаминами это состояние быстро проходит; - гипервитаминоз - избыток витаминов в организме. Это самое неблагоприятное состояние организма, так как вывести витамины значительно труднее, чем ввести. Родителям нужно быть очень осторожными при использовании витаминов, особенно искусственной природы (витаминные драже). Различают витамины жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (С, группы В, РР). Особенно опасен гипервитаминоз жирорастворимых витаминов. Поэтому витаминную терапию следует применять только под наблюдением врача и ни в коем случае не допускать передозировки. Организм способен синтезировать только витамин Д (в коже, под действием солнечных лучей) и витамин К (в толстом кишечнике). Остальные витамины должны поступать с пищей. Витамин А содержится только в продуктах животного происхождения: печени, рыбьем жире, молоке и молочных продуктах, яйце. В растительных продуктах: моркови, тыкве, мандаринах, томатах - содержится каротин (провитамин витамина А), который может превращаться в витамин А и усваиваться организмом только в сочетании с жирными кислотами (сметана, сливочное или растительное масло).
Биологическое действие витамина А в организме заключается в следующем:
1. Поддержание нормального состояния сетчатки глаза (цветовое зрение). 2. Поддержание и регуляция состояния кожи и ее производных (ногтей, волос, слизистых оболочек). 3. Регуляция некоторых видов обмена веществ. При А-витаминной недостаточности, которая встречается редко, могут возникнуть нарушения зрения, анемия (малокровие). Витамин Д содержится в печени трески, сливочном масле и желтке куриного яйца, также может синтезироваться в коже фотохимическим путем - под влиянием ультрафиолетового облучения. Биологическое действие витамина Д связано с поддержанием уровня кальция и фосфора в организме, минерализацией костной ткани. При недостатке витамина Д в организме развивается рахит, у детей старшего дошкольного возраста рахит развивается крайне редко, только в том случае, если ребенок совершенно не бывает на солнце. Витамин Д наиболее токсичен из всех жирорастворимых витаминов. При его гипервитаминозе изменяются функции печени и почек, усиливается всасывание кальция в кишечнике, что приводит к судорогам, остеопорозу; возникает потеря аппетита, нарушение сна, рвота, сильная жажда, увеличивается печень и селезенка, может наблюдаться сильное возбуждение или депрессия. Витамины группы В (В1, В2, В3, В6, В12 и др.) широко распространены в природе. В больших количествах они содержатся в дрожжах, горохе, печени, мясе, орехах, яйце, ржаной и пшеничной муке грубого помола. До 30 процентов витаминов группы В разрушается при тепловой обработке. Потребность в витаминах группы В резко возрастает при физических нагрузках, при понижении температуры окружающей среды, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени. Биологическое действие. Витамин В1, контролирует процессы энергообразования и биосинтез веществ живой клетки. Недостаток витамина В1, характеризуется повышенной раздражительностью, плохим сном, рассеянностью, забывчивостью, но у старших дошкольников встречается редко. Иногда В1-гиповитаминоз характеризуется болями в животе, склонностью к рвоте, секреторными расстройствами. К числу ранних симптомов недостаточности витамина B1 относятся изменения языка, он становится суховатым, темно-красного цвета с маловыраженными сосочками. Также могут быть изменения со стороны нервной системы: дети капризны, быстро утомляются, плаксивы. Витамин В2 связан с обменом белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и витаминов, защищает сетчатку глаза от избытка ультрафиолетовых лучей, влияет на остроту зрения, участвует в обеспечении иммунитета и обезвреживании (детоксикации) канцерогенных веществ. Установлено влияние витамина В2 на процессы роста и регенерации. Недостаток витамина В2 проявляется в поражении губ: они бледнеют, появляются ярко-красная кайма на линии смыкания губ и поперечные трещины на губах (хейлоз), в просторечье это проявление называют "заеды". Может развиться стоматит (воспаление слизистой рта). Также наблюдаются нарушения зрения и конъюнктивиты (воспаления слизистой глаза).
Витамин В12 участвует в синтезе аминокислот, активизирует работу печени. Недостаток витамина В12 у детей встречается редко, причина чаще всего заключается в кишечном дисбактериозе. Проявляется гиповитаминоз В12 в анемии, бледности кожи, увеличении селезенки. При гипервитаминозе (избытке) витаминов группы В развивается склонность к аллергическим реакциям, ухудшаются функции печени, может наблюдаться головокружение. Витамин РР (никотиновая кислота) содержится в печени, мясе, злаках, зеленом горошке, дрожжах. Кроме того, возможен синтез витамина РР бактериальной флорой кишечника человека. Биологическое действие. Витамин РР участвует в окислительно-восстановительных процессах как активатор, регулирует моторную и эвакуаторную функцию всего желудочно-кишечного тракта, повышает активность поджелудочной железы, усиливает антитоксическую функцию печени. При недостатке витамина РР наблюдается шершавая кожа (пеллагра) и диарея (понос). Пеллагра сопровождается нарушениями функций нервной системы: у детей наблюдается депрессия, астения, нарушение тактильной и болевой чувствительности, может быть ослабление памяти и зрения и даже галлюцинации. Витамин С, или аскорбиновая кислота, в значительных количествах содержится в продуктах растительного происхождения: плоды шиповника, капуста, лимоны, апельсины, зеленый лук, черная смородина, земляника, клюква, зеленые яблоки. В организме не синтезируется и разрушается при тепловой обработке и хранении. Единственный продукт, в котором витамин С не разрушается, а может даже накапливаться, - квашеная капуста, поэтому она обязательно должна присутствовать в рационе детей ранней весной. Биологическое действие. Витамин С регулирует окислительно-восстановительные процессы и углеводный обмен, участвует в процессах свертывания крови, в регенерации (восстановлении) тканей и в образовании гормонов, нормализует проницаемость капилляров. Гиповитаминоз витамина С проявляется в явной и скрытой формах. Скрытый С-гиповитаминоз характеризуется жалобами на вялость, быструю физическую и умственную утомляемость, может быть снижение сопротивляемости организма инфекциям. При явном гиповитаминозе наблюдается ломкость капилляров, появление синяков при незначительных ушибах, кровоточивость десен при чистке зубов, повышенная заболеваемость. При гипервитаминозе витамина С, который возникает в результате длительного применения витамина, наблюдается бессонница, беспокойство, чувство жара и снижение сопротивляемости организма инфекциям. Наблюдения показали, что наиболее эффективны витамины, получаемые с пищей, а не искусственно синтезированные. Витамины, содержащиеся в продуктах питания, быстро разрушаются под действием высокой температуры, при хранении и при взаимодействии с металлом, поэтому овощные и фруктовые салаты нужно готовить сразу перед употреблением и долго не хранить. Одним из важнейших условий успешного физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста, высокой работоспособности и выносливости, хорошей сопротивляемости к различным видам патологии является ежедневное полное удовлетворение потребности детского организма в основных питательных веществах, оптимальное содержание и сбалансированность их в пищевом рационе, учет повышенных энергетических трат детей в связи с процессом ускорения темпов физического и психического развития. Суточный объем пищи детей пяти - семи лет достигает 1800-2000 миллилитров. Супа ребенок может съесть 250 миллилитров, столько же каши или пюре на завтрак или ужин, до 80 граммов возрастает порция мяса или рыбы и до 100 граммов - гарнира. Важно обращать внимание на объем подаваемых блюд. Если рацион будет достаточным по калорийности и содержанию основных пищевых ингредиентов, но порции малы по объему, у ребенка не будет чувства насыщения. Большой объем низкокалорийных блюд приводит к растяжению желудка, что снижает его тонус, неблагоприятно влияет на секреторную деятельность и в конечном итоге может стать причиной заболевания желудка. Суточная норма хлеба в этом возрасте 150-170 граммов, хлеб должен присутствовать и черный и белый. Более разнообразным в этом возрасте становится меню, в которое включаются поджарки, отбивные котлеты, допускается копченая рыба, ветчина, заливное мясо. Следует учитывать, что все рекомендуемые нормативы являются ориентировочными. А индивидуальная потребность детей даже одного и того же возраста в пище может значительно различаться в зависимости от темпов роста, пола ребенка, его индивидуальной конституции.
Кожа Состояние кожи во многом зависит от состояния нервной системы и от работы внутренних органов. Функции кожи у детей старшего дошкольного возраста такие же, как у младших детей и у взрослых:
1. Защитная - кожа не только покрывает организм, но и вырабатывает лизоцим, особый фермент, который губительно действует на микробы; под действием лизоцима на чистой коже погибает до 80 процентов микробов. Роль гигиены!
2. Выделительная - в коже имеются сальные и потовые железы, выводящие из организма лишнюю воду с растворенными в ней шлаками и токсинами. Например, токсины гриппа выводятся только через потовые железы.
3. Регуляция температуры тела - сосуды, расположенные в толще кожи, сужаются под действием низких температур, кровь приливает к внутренним органам, они начинают усиленно работать, и температура тела остается постоянной, а при высокой температуре воздуха сосуды расширяются и лишнее тепло выходит из организма, при этом температура тела остается неизменной. К пяти годам терморегулирующая функция совершенствуется, а к семи становится почти как у взрослого.
4. Орган осязания - в коже расположены нервные окончания, благодаря которым мы можем обследовать предметы на ощупь, хотя к семи годам дети легко могут определить качество предмета на глаз.
5. Место образования витамина Д, который регулирует усвоение организмом фосфора и кальция, один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме.
6. Депо крови.
Дети шести-семи лет становятся более самостоятельными, активно знакомятся с предметами окружающего мира, общаются с животными. При этом загрязняются руки, пыль остается на лице, теле. А кожа у детей этого возраста еще тонкая, нежная, легкоранимая, поэтому нуждается в тщательном и систематическом уходе. Дети этого возраста вполне способны самостоятельно заботиться о чистоте кожи, соблюдать гигиенические правила. Родителям целесообразно познакомить детей с предметами личной гигиены, научить, какими предметами можно делиться с другими, а какими - нет. Предметами интимной гигиены являются зубная щетка, расческа, мочалка, полотенце, тапочки, носки, носовой платок, панамы, косынки и шапки, у девочек - косметика. Чтобы дети следовали этому правилу, родителям самим необходимо его соблюдать. В этом возрасте желательно ежедневно принимать душ, голову достаточно мыть один раз в неделю. Важно приучить ребенка часто и тщательно мыть руки, лучше с детским мылом. Мыть руки нужно не только перед едой или после туалета, а по мере загрязнения. Кстати, перед туалетом мытье рук не менее, а, возможно, более важно. По окончании любой трудовой деятельности необходимо обязательно мыть руки с мылом, а если они очень грязные, то и щеткой. Обязательно мытье рук после прогулки, особенно если ребенок ехал в транспорте. Сухую кожу рук можно смазывать детским кремом или специальным кремом для рук. В особом уходе нуждаются и ноги. Кожа ног должна быть сухой и чистой. Гигиеническая процедура мытья ног великолепно сочетается с закаливающей процедурой. Производными кожи являются волосы и ногти, которые также требуют особого ухода. Ногти необходимо обрезать по мере отрастания, заусеницы прижигать настойкой йода. Через грязные, неухоженные ногти может произойти самозаражение яйцами остриц или аскарид. Волосы моют специальным шампунем или мыльной пеной не чаще одного раза в 7 дней, если мыть часто - смывается кожное сало и сальные железы начинают активизировать свою деятельность, что приводит к повышенной жирности волос. Если волосы очень сухие - рекомендуется втирать в кожу головы репейное масло. Девочкам лучше избегать тугих причесок и металлических заколок, так как они нарушают состояние волосяной луковицы, расшатывают ее, что приводит к выпадению волос. Лучшее укрепляющее средство для волос - массаж головы или расчесывание волос расческой из натурального материала, но не металла. По словам доктора А. Залманова, кожа является зеркалом работы внутренних органов. Если у ребенка плохая кожа: сухая, шелушащаяся, землистого оттенка, необходимо полное обследование у педиатра. Чаще всего провоцируют плохое состояние кожи болезни желудочно-кишечного тракта. Плохие волосы и ногти также свидетельствуют о неблагополучии в организме.
Причины плохого состояния кожи и ее производных:
1. Угнетенное состояние нервной системы. 2. Плохое кровоснабжение головы (тугие воротнички, тесные футболки, рубашки). 3. Плохое питание (несбалансированный рацион).
Воздействия на кожу влияют и на состояние внутренних органов, поэтому для оздоровления организма ребенка эффективно будет применение закаливающих процедур. Закаливание - система оздоровительных мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов и совершенствующая резервные возможности организма. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к простудным заболеваниям и другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, работоспособностью. В 1899 году врач И. Р. Тарханов говорил о закаливании как эффективном средстве укрепления здоровья. Скандинавские страны традиционно занимают лидирующие позиции в мире по показателям здоровья, потому что в этих странах большинство семей культивируют здоровый образ жизни. На Руси закаливание было популярно издавна. В наше время часто встречаются крайности:
1. Организация пассивной защиты от простуды. 2. "Радикальные" меры - их сторонники предлагают использовать для закаливания детей сильные холодовые факторы.
И та и другая крайности опасны. Пассивная защита, кутание ребенка приводит к тому, что организм не тренирует свои резервные возможности и любое незначительное переохлаждение вызывает серьезное заболевание. "Радикальные" меры опасны тем, что у детей даже седьмого года жизни недостаточно сформированы процессы терморегуляции, сверхсильные нагрузки вызывают перестройку в состоянии всех физиологических систем, наиболее уязвимы нервная система и почки. Эффективным может быть только грамотно организованное закаливание, с соблюдением принципов закаливания. Факторы закаливания: воздух, вода, солнце. Эти факторы воздействуют на рецепторы кожи, откуда импульсы поступают в нервную систему. Одновременно происходит тренировка сосудистого аппарата кожи. Просветы кровеносных сосудов под действием холода сужаются, и кровь приливает к внутренним органам, которые начинают активно работать. У здорового закаленного ребенка в организме существует температурный баланс, проявляющийся в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды. Это происходит за счет изменений в соотношении интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. У незакаленных детей теплоотдача может превышать теплопродукцию, что ведет к снижению температуры, особенно в области миндалин и носа, а охлаждение активизирует жизнедеятельность так называемых условно патогенных микробов, в результате чего развивается острое респираторное заболевание.
Принципы закаливания (по Сперанскому):1. Постепенность. Заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать летом, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими. 2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию. 3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность к его внешнему раздражителю снова повышается. Один раз в день - система, один раз в неделю - тоже система. 4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дадут нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, облегченная одежда и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями, трудовой деятельностью, так как активные движения вызывают потребность в глубоком дыхании, что увеличивает жизненную емкость легких. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием. 5. Учет индивидуальных особенностей. В зависимости от состояния здоровья детей закаливание может проводиться по полной программе или в щадящем режиме. Детей, имеющих хронические заболевания, закаливать только под руководством врача. 6. Активное положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. Закаливание проводится только на фоне абсолютного здоровья! Умывание как закаливающая процедура. Ежедневное умывание по утрам с гигиенической целью при определенной организации может оказать и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают и доводят до того, что дети умываются только холодной водой из-под крана. Увеличивается площадь умывания (руки до локтей, шея, область декольте и обязательно уши). При подмывании температуру воды можно снизить до 22- 24 градусов. Чистка зубов состоится как закаливающая процедура, если использовать холодную воду (18-20 градусов) и активно полоскать горло. Ножные ванны также являются хорошим закаливающим средством. Как известно, переохлаждение ног приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, усиливается. Мытье ног холодной водой способствует закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются хорошей профилактикой плоскостопия. Великолепной закаливающей процедурой, к сожалению незаслуженно забытой, является сон на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Для закаливания горла можно использовать мороженое, но нужно помнить, что порция должна быть небольшой (50-70 граммов), а мороженое - мягким и обязательно пломбир, так как при приготовлении молочного или сливочного мороженого используют воду, а замороженные кристаллы воды могут травмировать нежную слизистую глотки. Одежда как фактор закаливания. Необходимо учитывать два фактора: покрой и качество ткани. Крой должен быть свободным, не стесняющим движений, но и не слишком просторным, ткани использовать только воздухопроницаемые, натуральные. Если ткань не пропускает воздух, нарушается тепло- и воздухообмен, ребенок обильно потеет, но пот не впитывается тканью, остается на коже, вызывая ее раздражение. Обувь нужно подбирать строго по размеру, на эластичной подошве и небольшом каблучке, обязательно с фиксированной пяткой, так как стопа окостеневает только к одиннадцати годам и слишком свободная обувь (сланцы, шлепки) могут спровоцировать растяжение связок голеностопного сустава или плоскостопие. Для повседневной носки не рекомендуется резиновая или лакированная обувь, так как она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью. Летом предпочтительнее обувь из текстильных материалов. Носки менять ежедневно, чтобы избежать грибковых поражений кожи. Необходимо разрешать ребенку ходить босиком; если даже летом нет возможности бегать босиком по траве, можно нарвать траву и использовать ее в качестве стелек. Особенно полезны полынь, мокрица, мать-и-мачеха, лопух.
Особенности нервно-психического развития Первые шесть лет мозг растет очень активно, увеличивается количество извилин, меняется их топография, форма. К семи годам теменно-затылочные структуры мозга, отвечающие за бытовые действия, практически сформированы. Развитие лобных долей, отвечающих за интеллект, логику, эмоции, начинается на шестом году жизни. С помощью лобных долей осуществляется сопоставление действующего раздражителя (то, что происходит сейчас) со следами прошлых впечатлений (то, что уже было). Поэтому детям пяти - семи лет можно задавать вопрос "почему?" или объяснять связи и зависимости, наблюдаемые между предметами и явлениями. Например, перед дождем влажность воздуха высокая, мошкам трудно летать высоко, поэтому птицы, питающиеся насекомыми, летают тоже низко. Вывод: если птицы летают низко, значит, будет дождь. Но требовать от детей каких-то логических формулировок, выводов еще рано. Большое внимание нужно уделять накоплению сенсорного (чувственного) опыта, то есть при описании незнакомого предмета обязательно дать ребенку обследовать этот предмет, провести с ним какие-то действия, спросить, где можно его использовать. Сенсорный опыт способствует образованию связей между теменной и лобной долями коры, что положительно сказывается на развитии мозга и формировании способности к обучению. Роль взрослых заключается в грамотно построенной работе с детьми, которая обязательно приведет к положительным результатам; если не учитывать особенности формирования и развития мозга, то у детей возникнут трудности при обучении в школе, могут даже образоваться патологии в развитии мозга.
Для нервной системы старших дошкольников характерно:
1. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности и психики, легкая обучаемость. 2. Богатые потенциальные возможности. 3. Взаимозависимость физического и психического развития. 4. Эмоциональное состояние ребенка очень сильно влияет на его отношение к окружающему миру. 5. Тонкая дифференцировка эмоций. 6. Потребность в разнообразной двигательной активности. 7. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками. 8. Очень высокая познавательная активность.
К пяти годам у детей речь практически чистая (речевой аппарат сформирован, речевые центры оформлены), дети свободно оперируют понятиями, идет закрепление материала.
Увеличивается объем памяти, а скорость запоминания снижается. К семи годам мозг детей функционально сформирован и способен осуществлять сложные умственные действия: обобщения, выявления причинно-следственных связей, дифференцировки, запоминания. Речь чистая, ребенок свободно оперирует понятиями, может одновременно говорить, действовать с предметами, следить за действиями других, оценивать эти действия. Но на фоне этих возможностей остается высокой функциональная истощаемость коры головного мозга: ребенок быстро устает, особенно от однообразной и неинтересной деятельности. Сложные занятия, особенно на фоне ограничения двигательной активности, в худшем случае могут вызвать органические повреждения клеток коры (особенно если ребенок приступает к систематическим сложным занятиям с пяти-шести лет); обычно повреждение корковых клеток не наступает, а наблюдается их функциональное перенапряжение. Такие функциональные расстройства высшей нервной деятельности получили название неврозов.
Причины неврозов:
1. Очень сложные задания, с которыми нервная система не может справиться. Парадокс в том, что взрослым это задание кажется легким и простым, потому что их кора имеет значительно большие возможности.
2. Задания не сложные, но однообразные, неинтересные, скучные.
3. Эмоциональный дискомфорт: ребенок боится, что не справится с работой, что его будут ругать, а возможно, и насмехаться над его неловкостью.
4. Перенапряжение корковых клеток, которое имеет место при систематическом утомлении, в обстановке постоянных запретов и вынужденных ограничений. Нередко "пусковым" моментом в возникновении невроза является словесный раздражитель: это может быть сравнение ребенка с кем-то из его сверстников, оскорбление, унижение. Родители должны быть очень осторожны при выборе занятий и игр для ребенка. Подбирать их следует в соответствии с интересами ребенка; если ребенок капризничает, отвлекается, то не делать замечания, не принуждать, а лучше сменить деятельность: устал слушать сказку - предложите ему проиграть какой-то сюжет сказки. Другими словами,
старайтесь интеллектуальную деятельность заменить двигательной активностью.
К неврозам также приводят:
5. Ссоры взрослых в семье.
6. Неровное отношение взрослых к ребенку (например, папа разрешает, а мама - нет).
7. Третирование ребенка другими детьми и взрослыми.
8. Физическое воздействие на ребенка.
9. Обилие информации, особенно получаемой через телевидение, компьютер. Нервная система не способна обработать весь поток информации, отличить реальность от виртуальности.
10. Нарушения сна. Во время сна мозг отдыхает, идет обработка информации и кратковременная память переходит в долговременную. При нарушениях сна этого не происходит.
11. Хронические заболевания. В процессе лечения ребенок испытывает нервно-эмоциональное воздействие, физическое (токи высокой частоты, ультразвук и др.), химическое (лекарственные препараты), биологическое (вакцины, сыворотки). Воздействие этих факторов не может не сказаться на работе нервной системы. Поэтому лечить ребенка можно только под наблюдением врача, соблюдая все рекомендации.
12. Стрессовые ситуации. Организм тратит очень много сил на борьбу со стрессом (стресс - напряжение). Если стрессы возникают часто, то нервная система истощается, что провоцирует депрессию. Чаще это проявляется в гиперактивности: дети подвержены беспокойству, неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны.
Признаки неврозов: 1. Ка В Мой Мир
|
Категория: ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ |
Просмотров: 753 |
Добавил: ВЕРНЫЙ
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
форма входа |
Четверг 21.11.2024
|
Кликни на картинку |
Построим дом для ВЯТКА МАМА (теперь у нас есть свой домик)
|
. |
За день до рождения
ребенок спросил у Бога:
"Я не знаю,что я должен
делать в этом Мире".
Бог ответил: "Я подарю тебе Ангела,
который всегда будет рядом с тобой".
"Но я не понимаю его язык"
"Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед"
"А как зовут моего ангела?"
"Неважно как его зовут...
...ты будешь называть его: MAMA... |
Друзья |
|
|