Похоже,что в современном обществе отчетливо наметилась тенденция превратить грудное вскармливание в нечто чрезвычайно полезное и абсолютно необходимое для полноценного физического и эмоционального развития ребенка. Отчасти, такое отношение понятно и объясняется действительной пользой кормления грудью, однако никакими соображениями полезности нельзя объяснить некоторый ажиотаж вокруг этого естественного процесса и попытки сделать из него, своего рода, культ.Очевидно, что помимо рациональных в дело вмешиваются эмоциональные факторы, основной темой которых, является выраженное сентиментальное отношение к матери, кормящей грудью. У агитации за грудное вскармливание всегда найдется обратная сторона - любое действие, в конце концов, ведет к противодействию.
Не приходится сомневаться, что значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности для достижения физической и эмоциональной близости с матерью. Однако, оговоримся с самого начала, что приходится сожалеть о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что мать и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта.
Что же говорят педиатры о вскармливании грудью, отдают ли ему предпочтение перед другими способами? Некоторые педиатры считают, что успешно проводимое искусственное вскармливание полезнее, если говорить об анатомии и физиологии, на чем они в основном и сосредоточены. Не следует думать, будто тема исчерпана, когда педиатр поставил точку, особенно если доктор, судя по всему, забывает, что младенец - это не только плоть и кровь.
Психологи давно поняли, что психическое здоровье человека с самых первых дней закладывается его матерью, обеспечивающей то, что они называют «содействующей, помогающей окружающей средой», в которой процесс естественного развития ребенка происходит в соответствии с наследственным врожденным потенциалом. Мать, подчас не задумываясь и не ведая, закладывает основы психически здоровой личности. Такое начало жизни можно было бы назвать удачным началом.
Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной проблемы удачного начала. Психоаналитики, создавшие теорию эмоционального развития человека, в какой - то мере тоже в ответе за некоторую переоценку значения груди для психики младенца. Нет, они не ошибались, но прошло время и теперь «хорошая грудь» это жаргонное психоаналитическое словечко, означающее вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом.
Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью. Психологам хорошо известно, что многие дети, которые, казалось бы, имели удовлетворительный опыт грудного вскармливания, обнаруживают явные дефекты в развитии и способности общаться с людьми и использовать предметы - дефекты которые обусловлены плохой психоэмоциональной поддержкой.
Таким образом, мы хотим разъяснить, что слово «грудь» и идея кормления грудью является лишь частью того, что входит в понятие «быть матерью ребенку».
Становиться понятно, насколько вредным может оказаться желание заставлять матерей кормить грудью. Любой детский психолог видел детей, которым приходилось очень плохо, когда мать хотела и пыталась кормить их грудью, но не могла этого сделать, так как данный процесс не поддается сознательному контролю. Страдает мать - страдает ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию иногда наступает огромное облегчение, и что-то налаживается, - в том смысле, что ребенок удовлетворен, получая нужное количество подходящей пищи.
Многих мучений можно избежать, не превращая идею о кормлении грудью в догму. Неправильно будет сказать, что женщина должна кормить ребенка грудью, скорее мы считали бы более уместным, если бы женщина желала кормить грудью своего ребенка и если бы она пришла к этому желанию естественным путем. Важно, чтобы врачи понимали: они нужны, очень нужны, если дела пошли плохо со стороны физиологии, но они не являются специалистами, когда речь идет о физической и эмоциональной близости, жизненно важной как для матери, так и для младенца.
Матери и ребенку нужны подходящие условия, которые позволяют матери верить в себя, в свою материнскую компетентность. Мать сама нуждается в поддержке. Очень ценной, в этом смысле, мне представляется практика, когда отец ребенка присутствует при родах. Его присутствие придает дополнительную значимость самым первым моментам жизни младенца. То же самое - с кормлением грудью. Мать не может кормить грудью путем сознательного усилия: ей надо подождать реакции собственного организма. С другой стороны возможна настолько интенсивная реакция, что мать не в силах дождаться ребенка, и ей необходимо помочь что-то сделать с переполненной молоком грудью.
Есть матери, испытывающие очень большие трудности из-за своего внутреннего конфликта, который, возможно связан с их собственным травматическим детским опытом. Иногда таким матерям можно помочь. Психолог или врач должны понимать, что если матери не удается кормить грудью, будет ошибкой настаивать на продолжении попыток, которые вряд - ли увенчаются успехом, а вот вред от них весьма вероятен. Следовательно, очень вредно, когда те, кто в ответе за помощь матери имеют предвзятое мнение о том, что она должна делать в отношении кормления грудью. Часто мать вынуждена рано перейти к иному способу кормления, но, родив второго, третьего ребенка, онам может успешно справиться и тогда будет счастлива, что кормление грудью дается ей без всяких усилий - естественно. Однако, если мать не может кормить, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический и эмоциональный контакт с ребенком.
Таким образом, я подхожу к утверждению ценности вскармливания грудью, отталкиваясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Многие важные черты кормления грудью присутствуют и при вскармливании из бутылочки. Например, ребенок и мать смотрят в глаза друг другу. Это значимый аспект раннего опыта, не связанный с использованием настоящей груди. Однако можно предполагать, что вся полнота вкуса и запаха и вся совокупность ощущений кормления грудью остается неизвестной маленькому ребенку, берущему резиновую соску.
Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылочки, вспомним о том, что чувствует во время кормления сама мать. Это, безусловно, отдельная тема. Здесь я отмечу только чувство достижения, которое может испытать мать, когда собственная физиология, на первых порах приводившая ее в некоторое замешательство, вдруг обретает смысл, и она уже способна справиться со своими страхами, разобравшись, что у нее есть нечто, называемое «молоком», которое она способна отдать, наслаждаясь контактом с ребенком. В Мой Мир
|