Порой мы совершаем ошибки, исправить которые уже не в наших силах. Что сделано — то сделано, и остается только бороться с нестерпимым чувством вины. Марина АХМЕДОВА расскажет, как справиться с депрессией, связанной с необдуманным прерыванием беременности.
В жизни случается такое, что исправлению не подлежит. Но мы не всегда ведаем, что творим, и лишь сотворив, осознаем, что были не правы. И тогда совершенные ошибки бьют по нам своей непоправимостью. А наша задача — выстоять. Хотя бы потому, что пути назад нет.
Статистика — наука бессердечная. Факты налицо: очень большой процент беременностей заканчивается искусственным прерыванием. Насколько оно этично, пусть спорят феминистки и религиозные деятели. Если аборт уже имел место в твоей жизни, поздно принимать участие в дебатах… Твоя единственная забота — постараться пережить постабортную депрессию (последние исследования показали, что 70% женщин, сделавших аборт, страдают этим недугом). Депрессия длится не один день или месяц. Она может тянуться годами, подрывая здоровье и психику. Именно потому из нее надо выбираться.
Эйфория
Беременная женщина как сосуд, в котором замешан коктейль из противоречивых эмоций. Она рада, что может быть матерью, она боится, что партнер или родители не разделяют ее радость, и она уже любит эту маленькую, едва зародившуюся в ней жизнь, а еще она боится болезненных родов. К тому же во время беременности в организме сильно повышается уровень «гормонов радости», эстрогенов, и она пребывает в состоянии легкой эйфории. Поэтому, когда любимый вдруг исчезает или отчаянно начинает уговаривать прервать беременность, женщина не всегда оказывается в состоянии адекватно реагировать на ситуацию. Сейчас она может принять решение, о котором потом будет горько жалеть. Причина депрессии еще и в том, что происходит резкий спад эстрогенов, особенно если беременность была прервана на третьем месяце: на этом сроке концентрация эстрогенов достигает пика, а их резкое падение серьезно расстраивает психику. И все же организм, хоть и не без последствий, довольно быстро переживает гормональный перепад. А вот депрессия, пусть и вялотекущая, может длиться и год, и два… Причину следует искать в голове. Мозг неустанно работает в поисках все новых грехов, в которых ты сама могла бы себя обвинить: надо было предохраняться и не доводить дело до беременности, надо было проявить стойкость и не поддаваться на уговоры бывшего любимого сделать аборт, надо было затянуть ремень потуже и попробовать самостоятельно прокормить себя и ребенка. И что, в конце концов, я за женщина, если не смогла удержать парня?! Неудачница?
Все это не так. В противном случае титулом «неудачница» можно было бы наградить каждую третью женщину России, ведь, по статистике, именно каждая третья беременность прерывается. Предохраняться, безусловно, надо было. Стойкость, разумеется, тоже можно было проявить. Но разве мы всегда принимаем правильные решения? На тебя давили. Ты растерялась. Что теперь делать? Просто пережить.
Маска
Иллюзий больше нет. Все равно не получилось бы воспитывать его одной. С этим согласны и подруги, и родственники, и ты сама. Только отчего сейчас так плохо? Днем мы играем, желая казаться веселыми. Но по вечерам, когда закрывается дверь дома, маска спадает. И от боли нет лекарства. И остается только плакать... А утром… снова надевать веселую маску. Время идет, и мы вдруг замечаем, что срослись с этой маской, что не хочется ее снимать. Маска скрывает истинное лицо и со временем меняет восприятие себя. Раньше, до аборта, была уверенность в себе, казалось, что любое море по колено, а горы по плечу. А теперь осталось лишь ощущение беспомощности, социальной незащищенности: без поддержки партнера ты бы не потянула ребенка. Если бы имели место счет в банке или дядя- миллионер... Вероятно, мы правильно себя упрекаем, когда говорим, что при желании можно было бы выкрутиться. Но это неважно. Важно понять, что нет ничего дороже ребенка. Кстати, исследования показывают, что именно женщины, пережившие аборт, становятся пример- ными мамами, стараясь отдать себя ребенку по максимуму.
Месть
Возможно, еще чуть-чуть давления на него, и он согласился бы стать отцом. А став им, понял бы, какое это бесконечное счастье. Перед глазами ведь множество примеров из жизни однокурсниц, коллег по работе и подруг. Сначала их мужчины яростно возражали против отцовства, а теперь самозабвенно возятся со своими чадами. Конечно, следовало взять пример с их дальновидных подруг. Хлопнуть дверью, гордо сообщив на прощанье, что ни в чьей помощи не нуждаешься, а ребенка воспитаешь сама. А потом, как в романах пишут, прислать ему по почте снимок УЗИ с короткой, но содержательной припиской: «Это твоя дочь/сын, которого/которую ты видишь в первый и последний раз». И он бы примчался, никуда б не делся. Ведь сейчас, недели спустя после аборта, смотрит же он на тебя глазами побитой собаки. Да, беременность — это куча проблем, и время для нее всегда неподходящее. Но ты была счастлива. Не терпелось поделиться своей радостью с ним, сделать ему сюрприз, рассказать, что он станет отцом. Сюрприз оказался неприятным. Он попросил сделать аборт. Он не хочет от меня ребенка? Может быть, он воображает, будто я недостойна стать матерью его ребенка? Да это он сам не достоин находиться рядом со мной!
Конечно, можно взвалить исклю-чительно на себя вину за аборт и тащить ее всю оставшуюся жизнь. Только статистика показывает, что женщина крайне редко решается на крайние меры, если мужчина рад ее беременности.
Вина
Чувствительные, интеллигентные женщины прерывание беременности переживают особенно тяжело.
Можно его простить и принять обратно. Да, с виду у вас будет все в порядке, все как прежде. Он старается забыть о том, что было, но стоит ли давать ему такую возможность? Я страдаю, пусть и он тоже страдает. Часто мужчину так пришибает комплекс вины, что у него появляются разного рода эректильные дисфункции. Практика показывает, что пары, пережившие аборт, в скором времени распадаются в 90% случаев. Материнский инстинкт пересиливает любовь, и женщина не может простить мужчине нерожденного ребенка. А мужчина мучается и стремится начать отношения с чистого листа, но уже с другой женщиной, в глазах которой не стоит немой укор. Да, он виноват, но если ты очень хочешь сохранить союз, то постарайся его простить. Ведь себя ты простила…
От улыбки...
Жалость к себе — это еще одно последствие постабортной депрессии. Против меня ополчился весь ужасный и жестокий мир. Если бы все в нем было устроено по-другому: государство защитило бы, выделило бы денег на содержание ребенка. Врачи отговорили бы от аборта. Друзья не совались бы с непрошеными советами.
Мировое устройство тут ни при чем — в конце концов, оно никогда не было совершенным. В обязанности врачей не входит отговаривать или уговаривать. Они рассказывают о возможном риске и последствиях, а решение мы принимаем сами. Советоваться с друзьями, оставить ребенка или нет, — последнее дело. Ни один друг или подруга не имеют морального права решать — жить ребенку или нет. Не надо воображать себя слабой и беззащитной женщиной в жестоком мире: когда мы выплескиваем на окружающих свой негатив, они то же самое посылают нам в ответ. Улыбнись миру, и он улыбнется тебе.
Проецирование
Не давать ему свой телефон! Гнать от себя прочь! Он такой же подлец, как и тот, бывший. Все мужчины одинаковы, и за последствия отвечать они не желают. Вы стараетесь не замечать ухаживаний и отказываетесь от личной жизни. Как это называется? Проецирование отношений. Опыт своего неудавшегося романа так просто перенести в будущее и наделить совершенно другого человека чертами своего бывшего. Кажется, что и этот причинит тебе боль, не поддержит в трудную минуту. Конечно, внутренний голос робко пытается напомнить, что нехорошо это — всех под одну гребенку… Но, с другой стороны, жизнь уже научила, преподала хороший урок, и так далее, и тому подобное.
Сколько семей живут счастливо. Значит, далеко не все мужчины на свете слюнтяи и слабаки. И стоит дать шанс другим и себе! Во второй раз все обязательно получится.
Мечты
А кому-то не больно! Достаточно вспомнить подружку или соседку, которая уже не в первый раз прерывает беременность и никаким комплексом вины при этом не страдает. Единственное, что ее беспокоит, — последствия аборта для собственного здоровья. Почему же у меня все по-другому? Стоит лишь увидеть беременную женщину, младенца или коляску, как просто душу выворачивает наизнанку.
Действительно, женщины переживают аборт по-разному. Исследования европейских ученых показали, что более тонкие, чувствительные, интеллигентные и образованные женщины переживают его наиболее тяжело. Кроме того, все зависит и от чувств к отцу ребенка. Если их не было, то женщины не столь сильно жалеют о не рожденном от него ребенке. А еще причина депрессии кроется в ваших мечтах и фантазиях. Психологи говорят, что чем больше женщина мечтала о ребенке во время беременности, тем тяжелее она переживает аборт.
Хочу другого
Событиям часто случается развиваться и по-другому. Пережившая аборт женщина, вместо того чтобы винить себя, сразу же, спустя месяц-два после аборта, пытается снова забеременеть. Ей кажется, что она сможет повторить первого ребенка во втором. Вторая беременность в этом случае — возможность вырваться из депрессии. Но организм еще не успел оправиться после аборта, нужно дать ему время восстановиться. Постабортная депрессия в допустимых пределах — нормальное явление. Главное, чтобы она не затягивалась.
И еще. Мужчины, уговаривающие женщину сделать аборт, часто говорят: «Потом мы родим другого» или «Это еще не ребенок, а скопление клеток». Скопление он клеток или жизнь, пусть спорят ученые. Для матери он — всегда жизнь. Другой ребенок обязательно родится. Но только для начала нужно понять, стоит ли беременеть от того же человека. Если он не поддержал в такую минуту... Ведь аборт — это риск. Это все же операция, которая может не пройти бесследно для женского здоровья. А молодой человек не моргнув глазом отправил меня в операционную. Нужен он мне такой?
Преодоление
Нужно преодолеть — это слова, а их произносить легко. Без серьезных усилий не удастся выйти из постабортной депрессии. Прежде всего придется примерить на себя мышление той самой подруги и соседки, которая, сделав аборт, страданиями себя не утруждает. "У нас просто разный образ мышления. Она думает: у меня не было выбора. Я приняла единственно верное на тот момент решение. У меня не было средств к существованию. Я не любила отца ребенка. Отец ребенка не любил меня. Как бы там ни было, уже ничего не исправить. Слезами горю не поможешь и т. д. Я сделала карьеру, сейчас я могу создать для ребенка все условия... И если Бог дает мне вторую беременность, значит, он меня простил и считает, что я достойна стать матерью".
Ее доводы разумны. К ним стоит прислушаться: они — спасение от депрессии. Устроив свою жизнь, можно дать малышу все самое лучшее и светлое.
источник:Журнал elle, №126 В Мой Мир
|