Нет ничего безнравственного в том, чтобы поручить младшего старшему. Однако если взрослый ребенок не хочет брать на себя обязанности няни или боится, что не справится с ними, ни в коем случае не стоит его принуждать. Забота о ближнем должна быть делом добровольным.
Но допустим, старший согласился, и родители уверены, что он вполне ответственный и справится. Готовить к подобному испытанию следует не только юного воспитателя, но и его подопечного. Надо все многократно обсудить, ответить на все вопросы детей, установить, что им делать можно, а что нельзя и почему, составить план занятий в течение дня (посмотреть фильм, поесть, поиграть) и обязательно убедиться в том, что и старший, и младший все поняли.
Если мама, выбегая из квартиры, вдруг крикнет: «Машка! Последи часок за Ванькой!» – последствия такого легкомыслия предсказать трудно. Детей, оставшихся дома без присмотра, подстерегает множество опасностей: горячий чайник, розетки, открытое окно... А ведь на улице опасностей еще больше: машины, открытые люки, подозрительные люди. Да и на даче на видном месте может лежать топор или стоять бочка с водой, куда малыш может нырнуть.
Обо всех этих опасностях надо говорить с детьми, причем не только накануне вашей отлучки, но и каждый день, в процессе общения. Ребенок должен привыкнуть, что чашку с горячим чаем нельзя ставить на край стола, а двери надо открывать осторожно, чтобы никого не ударить и не прищемить.
Степень ответственности Взрослый человек и старший брат-школьник следят за маленьким ребенком по-разному. Совершеннолетний человек отдает себе отчет в том, что ребенок в силу своего возраста еще многого не умеет и не понимает. Поэтому даже если малыш говорит «я сам», то нельзя это понимать буквально. Например, нельзя пятилетнему ребенку разрешать варить на плите кашу, даже если он очень хочет. А брат-подросток позволит спокойно! Взрослый предвидит риск, поэтому вовремя уведет ребенка из опасного места, отберет у него острый или горячий предмет. А вот у старшей сестры-школьницы интуиция может и не сработать, ведь у нее нет жизненного опыта. К тому же ребенок взрослого слушается, а брата или сестру – не всегда.
Когда родители оставляют двоих детей одних дома, ребята часто «срываются с цепи». Они берут то, что родители им не разрешают, выходят на улицу и идут (а иногда и едут) туда, куда взрослые их никогда не отпустят. Все это хранится в строжайшей тайне и воспринимается детьми как приключение.
Что любопытно, один ребенок, оставленный родителями дома, оказывается более послушным, чем двое детей, которые часто подзадоривают друг друга, задумав сделать что-то запрещенное.
Поэтому прежде, чем поручить старшему ребенку заботиться о младшем, нужно серьезно подготовиться к этой непростой ситуации. Вот правила, о которых следует помнить.
Этого делать нельзя Нельзя доверять ребенку малыша, который не достиг еще четырех лет. Почему? Грудничка нужно часто кормить и подмывать, постоянно следить, чтобы они не упал, не перевернулся лицом в подушку и т.д. Все это сложно для старшего.
Что касается детей 1–2 лет, то за ними надо постоянно ходить по пятам. Они могут взобраться на стул и упасть вместе с ним, они все тянут в рот, хватают взрослые опасные вещи. С ними даже родителям нельзя расслабиться ни на минуту, не то что старшему ребенку!
И, наконец, в три года наступает первый возрастной кризис, когда ребенок становится ужасно непослушным и капризным. Вряд ли брат или сестра смогут с ним справиться.
Можно, но осторожно С четырех лет младших детей иногда можно доверять старшим братьям и сестрам. Но и тут надо соблюдать меры предосторожности. Можно выделить три уровня заботы старшего ребенка о младшем: просто присутствие, обязанность покормить, прогулка.
Уровень первый: просто присутствие Такой вид заботы возможен, когда родители покидают детей ненадолго и младший ребенок способен сам себя развлечь. При этом младший ребенок должен быть спокойным и разумным, не склонным к экстремальным поступкам, в противном случае его лучше поручить взрослому.
От старшего ребенка требуется всего лишь его присутствие в квартире, чтобы младшему не было страшно. Конечно, если он захочет поиграть с младшим – это замечательно, но если нет, то пусть занимается своими делами. Если малыш попросит о чем-то, старший должен помочь.
Конечно, предварительно надо провести с обоими детьми беседу о правилах поведения дома без родителей. Старший должен знать, что опасно для младшего, а младший – что опасно для самого себя, и самое главное – почему это опасно. Надо продумать, какие непредвиденные ситуации могут сложиться. Дети должны знать, куда позвонить, а также как оказать первую помощь друг другу в случае травмы. Под рукой должны быть лейкопластырь, бинт, йод, зеленка, перекись водорода, салфетки, ватные палочки.
В каком возрасте родители могут позволить детям оставаться одним? Предельные возрастные границы такие: старшему не меньше 10 лет – младшему не меньше 6 лет. Дальше возраст детей раздвигается: старшему 12 – младшему 5, старшему 14 – младшему 4. И это понятно: чем младше ребенок, тем старше должен быть его покровитель. Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Кто-то может быть и в 9 лет очень ответственным, а кто-то и в 16 сам нуждается в няньке.
Уровень второй: обед без взрослых Иногда родители вынуждены оставить детей надолго, а значит, дети должны пообедать самостоятельно.
Как хорошо, что в наше время есть такое замечательное техническое устройство – микроволновка. Если мама заранее приготовила обед, старшему ребенку даже не понадобится включать плиту. Главное, чтобы он знал, какое время выставлять на микроволновке для тех или иных продуктов.
Обеды должны быть более-менее одинаковыми, привычными, чтобы не возникало затруднений с разогреванием. Разные экспериментальные блюда родители должны подавать только сами. Если взрослые хотят поручить старшему ребенку такое сложное мероприятие, как обед с младшим, то желательно, чтобы юному воспитателю было не меньше двенадцати лет. Я знаю, есть матери, которые хвастаются: «Моя дочь в семь лет уже сама готовит и брата кормит!» Да, вероятно, бывают уникальные дети, но, как правило, такие кулинарные опыты сопряжены с большим риском. Поэтому не стоит наваливать на детей взрослые обязанности, чтобы лишний раз похвастаться перед знакомыми. Безопасность превыше всего! Малыш, конечно, может помогать старшему в подготовке к обеду. Однако старший ребенок должен знать, какие обязанности он может переложить на плечи своего маленького брата (сестры), а какие – ни в коем случае. Например, взрослый ребенок не должен доверять младшему нож и не должен подпускать его к кипящему чайнику.
Уровень третий: прогулка без взрослых Тут я не могу удержаться, чтобы не рассказать историю из собственного детства. Мне было пятнадцать лет, когда ко мне в гости приехала бабушка из провинции с двумя внучками – моими двоюродными сестрами пяти и девяти лет. Мне почему-то запросто доверили отвезти детей на Красную площадь. Сейчас я с ужасом думаю о том, насколько взрослые были легкомысленны.
Мы поехали на метро. Я делала все, что положено: держала малышек за руку на эскалаторе, открывала перед ними двери. Но вдруг на платформе девчонки будто сорвались с цепи: они подрались! Младшая толкнула старшую в живот, а старшая дала ей сдачи, да так, что малышка чуть не слетела с платформы. Я едва успела ее поймать. Уверена, дети бы так не распоясались, если бы взрослые были рядом.
Прогулка – это самое сложное из всех мероприятий, которое можно доверить старшему ребенку. Мало того, что нужно одеться по погоде и одеть младшего, так надо еще четко следовать правилам безопасного поведения.
Родители должны согласовать с детьми многие вопросы. Где будет проходить прогулка? Сколько времени она займет? Старший должен пристально следить за младшим, не пускать его на опасные сооружения во дворе, держать его за руку, даже когда они переходят маленькую автомобильную дорогу перед домом. Он ни при каких обстоятельствах не должен оставлять младшего одного, отвлекаться на друзей или еще на что-нибудь.
Школьный учебник ОБЖ в этом случае пригодится как никогда! Родителям следует не только прочитать его детям, но и вместе с ними отработать правила поведения на местности. Вот безлюдный двор. Здесь оставаться нельзя, надо быть там, где гуляют родители с детьми. Вот вход в подъезд. Вслед за вами входит незнакомец. Нельзя садиться с ним в лифт, лучше из подъезда сразу выйти, воскликнув: «Ой, забыли мяч!» Нельзя подходить близко к проезжей части, прогуливаться по бордюру. Если машина пытается затормозить рядом, надо быстро отойти в сторону. Нельзя вступать в разговоры с незнакомцами. В общем, правил много, и дети должны не только знать их теоретически, но и соблюдать. Позволить старшему ребенку гулять с младшим можно не раньше, чем лет с четырнадцати. Конечно, здесь речь идет о городах, в деревнях дети выходят на улицу свободнее, но и там надо держаться близко к дому и обходить стороной коров и других животных, а также работающие сельскохозяйственные машины.
Забота по наследству Как научить старшего ребенка быть ответственным? Мама и папа должны знать: старший ведет себя с младшим так, как родители ведут себя с ним или как вели себя, когда он был маленьким. Вы должны показать сыну или дочери, как любите их, как вам приятно проводить с ними время. Если подросток почувствует, что вы больше любите младшего, а его используете как няню или домработницу, он может взбунтоваться. Ему очень важно знать, что родители высоко ценят его личность, его интересы, а не только хозяйственные навыки. В Мой Мир
|