Люди рождаются с разной способностью справляться со стрессом и «брать себя в руки». Известны даже гены, которые за это отвечают. А по изменению одного из элементов кардиограммы (тонуса блуждающего нерва) можно измерить и оценить, как организм младенца способен адаптироваться к стрессовой ситуации – например, когда мама оставляет малыша лежать одного. Оказавшись в ситуации стресса, организм должен мобилизоваться – при этом тонус блуждающего нерва должен позволить сердцу начать биться быстрее. Если сердечко малыша начинает учащенно биться – значит, он мобилизуется. У совсем маленьких детей кардиограммы различались в зависимости от генов.
Было выяснено, что генетика отходит на второй план уже после шести месяцев. Если мама восприимчива к настроениям ребенка и обращает внимание на него – правильный с точки зрения физиологии ответ на стресс давали и дети без «гена стрессоустойчивости». Чтобы оценить, чувствительная у малыша мать или холодная, мам оставляли в комнате и просили просто поиграть с малышом десять минут, а потом анализировали видеозапись.
Известно, что воспитание не менее важно, чем наследственность. Но оно, оказывается, начинает влиять на поведение ребенка даже на физиологическом уровне, когда он ещё мал для воспитания в привычном смысле этого слова.
А вот взрослая женщина вполне может научиться понимать ребенка, ведь она, в отличие от крохи, может реагировать на происходящее не только эмоциями, но и умом. Можно начать с того, чтобы заинтересованно наблюдать за ребенком и даже у самого крохи спрашивать «что с тобой?» – не инстинкты, так наблюдательность и любовь помогут его понять.
Открытие важно и для тех, кто собирается усыновить маленького ребенка: по крайней мере в одной области воспитание не менее важно, чем наследственность! В Мой Мир
|