Играя и наблюдая за вами, малыш растёт и набирается жизненного опыта. Он уже многое знает и умеет, но по-прежнему нуждается в вашей помощи для овладения новыми навыками, для поощрения стремлений к самостоятельности.
Физическое развитие
В течение этого месяца ребёнок прибавляет в массе около 400–450 г, в росте — 1.5–2 см. В возрасте десяти месяцев рост малыша уже должен составлять 72–73 см. Если у вас возникают сомнения по поводу темпов развития малыша, обязательно обсудите эту проблему с педиатром. Только он, учтя все факторы и особенности, сможет дать объективную оценку степени развития вашего ребёнка.
Движения и игры
Малыш теперь без труда садится из положения лёжа и наоборот. А сидя, он с лёгкостью поворачивается во все стороны и выполняет различные манёвры. Любимым занятием остаётся игра «Где ты?», когда малыш прячет голову за край шторы или просто закрывается ладошками и с наслаждением ждёт, пока его начнут искать.
В этом возрасте все дети очень любят на что-нибудь взбираться, за ними нужен глаз да глаз. А ползая по дому, ребёнок может, удерживая в одной руке игрушку, другой, например, сбросить что-нибудь со стола. Будьте всегда предусмотрительны!
Организм ребёнка постепенно начинает подготовку к ходьбе. Одни детки, удерживаясь за окружающую мебель, встают на ножки и делают первые шаги. Другие, в совершенстве овладевают ползанием различными способами, потом долго ходят с поддержкой и только после этого делают свои самостоятельные шаги. А третьи, в один прекрасный день, вдруг самостоятельно встают на ноги и идут. Как и когда пойдёт именно ваш малыш, вам никто не подскажет, так как каждый ребёнок развивается по индивидуальной программе.
Очень хорошо, если есть возможность, выделить малышу этого возраста целую комнату или хотя бы её часть. Пора начинать приучать его после игр возвращать все игрушки в свою комнату. И пусть поначалу их будете складывать вы, но малыш всё равно должен наблюдать, что всё возвращается на свои места. Если же в семье есть и другие дети, то лучше, если у братика или сестрички будет своя комната или уголок. Так можно избежать конфликтов со старшим ребёнком, по поводу территориальных претензий.
Пришло время задуматься, о формировании привычки ходить на горшок. Начинать это делать рекомендуется в возрасте 9–10 месяцев, потому что только теперь ребёнок уверенно, без страха самостоятельно сидит. Если вы знаете приблизительное время, когда малыш делает «свои дела», то усадите его на горшок незадолго до этого. Горшок должен быть удобным и тёплым. Можно открыть кран, чтобы текла вода. Положение сидя, ваше поощрение звуками «а-а-а», давление горшка на ягодицы, звуки воды — стимулируют процесс опорожнения кишечника. Только не отвлекайте малыша игрушками и не пытайтесь его в это время кормить. В случае неудачи, не расстраивайтесь и не ругайте ребёнка. А вот если у него всё получилось, похвалите малыша, дайте понять, что он сделал правильно. И знайте, что дети полностью смогут контролировать свои позывы, только достигнув трёхлетнего возраста.
Общение и восприятие
Теперь малыш уже начинает связывать свои действия со словами. Например, наблюдая за тем, как разливается сок, он делает короткое заключение: «Ба!». Ребёнок ещё долго будет высказываться так кратко. Его небольшой словарный запас (всего 5–6 слов), обычно не пополняется и на протяжении следующих месяцев. Но обратите внимание, как малыш прекрасно понимает и воспринимает вашу речь. Разговаривайте с ним полноценно, «по-взрослому», объясняйте каждое своё действие. Ни в коем случае не играйте в «детство», повторяя слова, которые используют знакомые дети. Иначе вы просто усложните восприятие малыша, и только отстрочите момент, когда он начнёт правильно разговаривать.
На десятом месяце развития формируется понимание взаимосвязи нескольких действий. Например, если мама идёт на кухню, то со временем появятся приятные запахи, а после этого настанет обеденное время. А ещё ребёнок начинает понимать, что вещи и всё живое могут существовать вне его видимости. Он уже понимает, что если мама куда-то идёт, то она не исчезнет навсегда, а обязательно вернётся через некоторое время.
Уже теперь вы можете столкнуться со стеснением малыша, когда попросите его сказать или показать что-то в присутствии малознакомых людей. Успешные «концерты», как правило, получаются только дома, в знакомом помещении и в кругу близких людей.
Хотя дети этого возраста и боятся незнакомых людей и помещений, но для скорейшего формирования представлений об окружающем мире, старайтесь брать малыша с собой во все, пока ещё неизвестные ему места.
Бывает что малыш, по сравнению с соседским, знает больше слов, лучше справляется с игрушками, удачнее имитирует взрослых, но ещё не стоит самостоятельно. Не торопите ребёнка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других детей. Помните, ваш малыш неповторим и индивидуален во всём. В Мой Мир
|