Учебный год только начался, а ребенка словно подменили: был веселый,
рассудительный, покладистый, и вдруг стал вялым, капризным,
раздражительным. Кажется, что любое, даже самое простое действие требует
от него невероятных усилий. Он забрасывает любимые прежде игры и
игрушки, жалуется на скуку, усталость. Плохо засыпает по вечерам и с
трудом встает по утрам, ест без аппетита.
Проще всего, конечно списать все на капризы, и многие родители и
учителя, к сожалению, нередко так и поступают, упрекая школяра в лени, несдержанности, невнимании.
Однако ни упреками, ни наказаниями проблему не решишь. Ведь на самом
деле причина, скорее всего, кроется в реальном и довольно серьезном
нарушении – астеническом синдроме. И без понимания и поддержки
родителей, а нередко и помощи врача изменить ситуацию не удастся.
Совсем без сил
— Астения в переводе с греческого – отсутствие сил, – объясняет наш
эксперт, известный детский психиатр Елена Вроно. Астенический синдром
может быть вызван как психическими перегрузками, так и соматическими
заболеваниями. Теперь подробнее.
Психические перегрузки
– потому что в 1-м классе ребенок сталкивается с огромным количеством
совершенно незнакомых трудностей, – подчеркивает Елена Вроно.
•
Нужно приноравливаться к разным взрослым, зачастую не слишком приятным,
при этом ребенок лишен возможности свои чувства обнаруживать.
•
Необходимо научиться удерживать внимание в течение 45 минут, не
отставать от других детей, быстро выполнять все инструкции учителя.
• Многие дети с трудом переносят в школе переменки. Они не умеют
движением разрядить напряжение и еще больше устают, оказавшись среди
шума и беготни.
Все эти факторы вызывают у ребенка напряжение, а
значит, истощают его, приводя к астении.
Соматические заболевания – любые из них способны вызвать у ребенка
астенический синдром, – продолжает Елена Вроно. В первую очередь,
хронические, однако причиной астении могут стать и обычные простуды,
если ребенок болеет очень часто, 5–6 раз в течение учебного года и
больше. Хуже всего, когда возникает цепочка простуд, и на выходе из ОРВИ
ослабленный ребенок вновь заболевает.
И так весь год «кочует» из бронхита в отит, а из отита – в ангину.
У часто болеющего ребенка уменьшается работоспособность, снижается
внимание, ухудшается характер, страдают аппетит и сон. Словом, налицо
все признаки астенического синдрома.
Денек дома
Обычно врачи советуют подольше выдерживать ослабленных детей после
болезни на домашнем режиме. Однако и это не выход: ученик
«размагничивается», выбивается из колеи и, когда возвращается в школу,
чувствует себя сильно отставшим, причем не только в учебе. Слишком много
произошло за то время, пока он сидел дома, жизнь безвозвратно ушла
вперед.
По мнению Елены Вроно, есть более эффективное средство,
помогающее склонным к астении детям справляться со школьными
перегрузками: дополнительный свободный день в течение рабочей недели.
По закону для этого достаточно простой договоренности родителей с
администрацией школы, однако если школа все же требует справку о
необходимости щадящего режима, ее будет совсем нетрудно получить у
лечащего педиатра или невролога.
Правильнее делать этот день не фиксированным, а плавающим,
чтобы не пропускать всегда одни и те же уроки. Кроме того, можно
договориться, что свободный день предоставляется по наблюдению
родителей, когда он необходим ребенку.
Однако, подчеркивает Елена Вроно, крайне важно, чтобы школьник с
самого начала твердо знал: это не выходной, а день, когда он учится
дома. Просто появляется возможность прожить его в своем ритме. Встать
так же, как и обычно в школу – ну, может, на полчаса позже, спокойно позавтракать и сесть за уроки.
Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка была работа
на день. Он должен просидеть за уроками те же 3–4 часа, что и в школе.
Другое дело, что можно делать это с передышками, менять вид
деятельности, чаще устраивать переменки.
После этого обедаем, гуляем и занимаемся тем, что нравится.
Если в этот день есть занятия в любимом кружке, нет никакой
необходимости их пропускать.
Таблетки от усталости? Только по рецепту
Для лечения астенического синдрома есть множество эффективных
медикаментозных препаратов, которые улучшают обмен веществ внутри
клетки. Прибегать к ним в случае необходимости, безусловно, стоит.
Однако хотя все они продаются без рецепта, давать их без предписания
врача не стоит. Желательно, чтобы ребенка осмотрел невролог или
психоневролог, который подберет максимально эффективный и безопасный
препарат.
Под маской астении — Наблюдение специалиста нужно еще и потому, что под маской астении могут прятаться другие заболевания, в частности депрессия,
которая, как и многие другие психические расстройства, протекает у
детей без характерных симптомов, – предупреждает Елена Вроно. Во время
депрессии ребенок тоже становится вялым, капризным, невнимательным,
устает от малейшей нагрузки. Страдает успеваемость. И тут же все
начинают воспитывать, упрекать за лень, невнимание. А поскольку
депрессия – это, в первую очередь, катастрофически сниженная самооценка, ребенок получает подтверждение, что он нехороший, и это еще больше убеждает его в том, что он ни на что не годится.
Если меры по борьбе с астенией в течение двух-трех месяцев не
дают результатов, стоит обязательно проконсультироваться у детского
психоневролога. Ведь депрессия – не грусть-печаль, не детские капризы, а
серьезное расстройство. Которое, тем не менее, успешно лечится.