Сейчас уже ни для кого не секрет, что наши болезни часто могут иметь
причину в сфере наших чувств. И в тех случаях, когда тщательная
медицинская диагностика не выявляет причин заболевания, даже сами врачи
говорят своим пациентам: «Это у Вас на нервной почве». Дети чаще чем
взрослые склонны заболевать в ситуациях эмоционального напряжения. А
некоторые дети болеют слишком часто, несмотря на то, что докторам
трудно объяснить, отчего это происходит. Врачи называют таких детей
«часто болеющие дети», такую запись можно увидеть в медицинских картах
и отчетах.
Из часто болеющих детей вырастают часто болеющие взрослые, которые
ограничены в своих возможностях прожить если не счастливую, то хотя бы
удовлетворительную жизнь. Я уже не говорю о том, как страдают эти дети
и их родители. Начнем с небольшого примера.
«Я так больше не могу», — вновь и вновь яростно повторяет Вероника.
«Я устала, у меня нет никаких сил, временами я готова его убить, ну
сколько можно, он из меня все соки высосал…», — то гневно, то с
отчаянием она говорит о своем семилетнем сыне. «Свободного времени у
меня не больше, чем когда он был грудным, а ведь ему уже семь лет, он
как будто специально нас всех изводит. А ведь у меня еще старший сын,
еще муж, еще дом и работа, да и работать-то полную неделю я из-за него
не могу. И эти вечные истерики, вечные ахи и охи, то там болит, то
здесь болит, все время у него что-нибудь болит, как говорится: не
понос, так золотуха! Все время бегаю с ним по врачам, а недавно врач
сказала, что у нее такое ощущение, что ребенок просто не хочет быть
здоровым… и везде ведь за ручку водить приходится: и в садик, и в
школу, и на секцию… Он меня все время терроризирует: а, вот ты какая,
сама в гости поедешь, а в школу меня этот придурок поведет, это он про
старшего брата так, а в последнее время появилась у нас еще одна
новость, представляете, он мне говорит: «Ну и зачем вы меня рожали,
если я такой бесполезный? Не надо было меня рожать.» И ушел к себе в
комнату, и дверью хлопнул. И это после всего, что я для него
делаю…нет, это не ребенок, это просто монстр какой-то. Уроки без меня
не делает, но не глупый же он, даже наоборот, а попросить его сделать
что-нибудь просто невозможно, в срочном порядке у него что-то начинает
болеть, только на прошлой неделе переболел ангиной и опять носом
хлюпает…»
Вероника, красивая, изящная, ухоженная женщина около сорока лет,
рассказывая все это на первой консультации, то напряженно и не мигая
смотрит мне прямо в глаза, как будто хочет разглядеть что-то сквозь
меня, то беспомощно отводит взгляд в сторону. Временами она заводится
просто до дрожи. Она действительно устала, она и вправду измотана, она
на самом деле ненавидит своего ребенка и вместе с тем очень его любит,
и совершенно не понимает, что с этим делать. А плюс к проблемам с
ребенком еще и с мужем отношения совсем не те, которых хочется, и
старший сын от первого брака не очень радует, и до сих пор беспокоят
последствия сложных родов. А тут еще младший ребенок, который поглощает
столько энергии, при этом растет холодным, капризным, болезненным,
неблагодарным и эгоистичным. У него нет друзей, ему очень трудно
угодить, он замкнутый и непонятный. Впрочем, список отрицательных
характеристик мальчика мама может продолжать до бесконечности, туда же
входят многочисленные жалобы на его здоровье: от частых простуд и
непрекращающихся болей то там, то здесь, причины которых врачи никак не
могут найти до такого серьезного заболевания, как нейродермит.
Уже на следующий день мне представилась возможность познакомиться с
маленьким «монстром»: в кабинет вошел хрупкий, утонченный ребенок
(назовем его Олег), он выглядел младше своих семи лет и никак не
походил на ученика второго класса. Сначала наше общение ограничивалось
тем, что он молча строил прочно укрепленные замки, окруженные мощной
охраной, при этом, время от времени, шумно вздыхая и немного
постанывая, как от боли. Видимо, тогда я не была достойна его внимания.
Постепенно лед между нами растаял, я видела перед собой почти обычного
ребенка, и он увлеченно рассказывал мне о своих любимых гонках, в
которые он играл с любимым папой и нередко жаловался на то, что сильно
устает и часто болеет. Когда он говорил об усталости и болезнях, его
лицо принимало скорбное выражение, интонации становились тоскливыми, а
речь наполнялась мучительными вздохами и паузами.
Сегодня любой образованный человек, прочитав это вступление,
наверняка скажет: «У мальчика психосоматика» или «Это у него на нервной
почве». И будет почти прав. На сегодняшний день и в популярных
периодических изданиях, и в Интернете масса всевозможных публикаций,
где популярно и не очень разъясняется, что тело и психика – это тесно
взаимосвязанные части одного целого, и если существуют психические
проблемы, то довольно часто это приводит и к заболеваниям тела. Там
говорится, что при наличии внешних и внутренних конфликтов, в ситуациях
стресса и длительного, часто хронического, напряжения любой человек, а
тем более ребенок, склонен демонстрировать так называемые
психосоматические реакции и заболевания. Специалисты сначала выделяли
семь основных психосоматических (то есть в основе своей имеющих
психологические причины) заболеваний: эссенциальная гипертония,
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный
артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит
и нейродермит. Затем этот список пополнялся и пополняется до сих пор,
так что расстройство любого органа или системы организма можно описать
как психосоматическое. В целях экономии пространства и времени я не
стану перечислять их здесь, к тому же эта информация вполне доступна:
достаточно зайти в любой крупный книжный магазин в раздел «Психология и
психотерапия» и найти массу достойных книг на эту тему.
Специалисты в области душевного здоровья единодушны во мнении, что
нерешенные психологические проблемы, прежде всего, эмоциональные
проблемы, могут вылиться в симптомы различных заболеваний организма.
Это именно о таких болезнях говорят: «Невыплаканные слезы заставляют
плакать внутренние органы» (и не только внутренние). Речь как раз и
идет о психосоматических заболеваниях. Практика показывает, что простое
медикаментозное или хирургическое лечение этих болезней редко дает
надежные результаты, рано или поздно болезненное состояние возвращается
либо прогрессирует или же на месте ушедших симптомов появляются новые.
Это не означает, что лечиться не нужно, речь идет о том, что вместе с
лечением организма необходимо проводить лечение психики, иначе говоря,
без психотерапии не обойтись. Существуют достоверные многолетние
научные исследования, подтверждающие это положение.
Итак, чтобы добиться эффективного лечения психосоматической болезни,
ребенка должны лечить, как минимум, два специалиста: врач (общей
практики или узкоспециализированный) и психотерапевт или психолог. При
этом роль врача вполне понятна и не подлежит обсуждению, если врач
выписывает, к примеру, лекарства для больного аллергией ребенка, то
редкому родителю придет в голову дискутировать по поводу предписаний
врача. Совсем не то отношение к психотерапевту или психологу, поскольку
средства психотерапии по большей части нематериальны, глазу не видимы,
да и вообще непонятно, чем занимается этот психотерапевт. Так давайте
сейчас и посмотрим, чем же занимается психотерапевт при лечении ребенка
с психосоматическим расстройством. В основе психосоматического реагирования (то есть, когда ребенку
плохо, грустно, скучно, страшно, непонятно, одиноко и так далее, он
реагирует тем, что у него течет из носа или болит живот, голова, нога,
попа – по настоящему болит! – или появляется сыпь на коже, или
поднимается температура и т.п.) лежит недостаточно развитая
эмоционально-волевая сфера. Поэтому одной из задач психотерапевта
является работа с эмоциями ребенка. У «психосоматического» ребенка
эмоции часто подавлены, то есть сам ребенок не может определить, что же
он сейчас чувствует, и тем более, он не может свои чувства выразить.
Например, Олег, о котором мы говорили чуть раньше, кроме всего прочего,
не понимал своего сильного желания всегда находиться «под маминым
крылом» и, соответственно, своей обиды и злости, когда она ему в этом
отказывала. Вместо этого он все время «терроризировал» ее постоянными
претензиями на внимание и контролировал каждый ее шаг (и в этом смысле
болезнь является «хорошей» подмогой). Чаще всего, подавленными
оказываются отрицательные, агрессивные эмоции либо депрессивные (а
депрессия – это и есть агрессия, направленная на себя). У 80%
психосоматических больных диагностируется явное или скрытое
депрессивное состояние, по некоторым данным все психосоматические
больные склонны к депрессивным состояниям. В таких случаях многие
психологи рекомендуют: нужно позволять ребенку открыто выражать
негативные эмоции. Но эти рекомендации не всегда срабатывают. Почему?
Потому что все очень индивидуально, одному ребенку позволяют проявлять
агрессию и все хорошо, а другому позволяют – и вырастает психопат. Не
бывает общих рекомендаций. Каждая рекомендация психолога или
психотерапевта опирается на индивидуальные особенности личности
ребенка, родителей, семьи в целом.
При чем же тут семья? Если, например, у ребенка бесконечные ангины,
или ожирение, или туберкулез, то семья-то тут причем? Очень даже
причем. Опять-таки, обратимся к существующим научным исследованиям,
которые говорят о том, что процент психосоматических заболеваний у
детей из дисгармоничных семей гораздо выше, чем у детей из семей
достаточно нормальных. Большое значение имеет также адекватность стиля
воспитания. Вернемся к примеру с Олегом. Семью, в которой он растет,
трудно назвать гармоничной: между родителями нет понимания, их
отношения оставляют желать лучшего, что выливается у отца во внебрачные
связи, а у матери в хроническое недовольство своим мужем, в ощущение
постоянной неудовлетворенности и раздражительности. И со стилем
воспитания не все в порядке: во-первых, мать и отец по-разному смотрят
на то, как должно воспитывать ребенка, это противоречие не способствует
стабильности ребенка и является одним из источников конфликтов в семье;
во-вторых, до пяти лет Олег воспитывался по типу «кумир семьи», ему все
позволялось и ничего не запрещалось, в последнее же время перед ним
ставят жесткие условия, к которым ему трудно адаптироваться. В Мой Мир
|