Заикание
- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в
различных частях речевого аппарата. Именно с этим речевым расстройством
чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Проблеме заикания
посвящено множество научных трудов неврологов, логопедов и психологов.
В данной статье мы рассмотрим лишь общие вопросы, связанные с этой
проблемой. Причиной заикания может служить как наследственная
предрасположенность, так и тяжелое течение беременности и родов.
Однако, чаще всего начало недуга родители малыша связывают с испугом, с
сильным эмоциональным потрясением
или последствиями перенесенной травмы. Нарушения речи бывают
различными: это могут быть единичные "запинки", в случае волнения, или
особо тяжелые формы, которые проявляются в судорогах и логофобии (страх
речи).
Чем старше становится ребенок, тем тяжелее он переносит
свое заикание. Малышам, как правило, это не мешает общаться с близкими
и сверстниками, а в школьном возрасте заикающиеся дети стараются
говорить как можно реже, боясь насмешек
и стесняясь своей проблемы. У таких детей происходит резкое изменение
восприятия окружающего, складывается невротический тип поведения, и,
как следствие, логоневроз.
Чтобы не допустить подобных проблем,
родители должны знать, как себя вести, как помочь ребенку, и к каким
специалистам необходимо обратиться. Очень важно не пропустить первые
признаки заикания:
• Ребенок внезапно отказывается говорить.
Такое состояние может длиться от нескольких часов до суток, после чего
ребенок начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к
специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.
• Употребление перед некоторыми словами лишних звуков.
• Повторение первых слогов или целых слов в начале предложения.
• Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
• Затруднения перед началом речи.
Прежде всего, не следует показывать ребенку своей тревоги. Не смейтесь над ним, не ругайте, не кричите,
не стыдите. Как можно раньше обратитесь к детскому невропатологу.
Одновременно с этим, в первые недели при начальном заикании
рекомендуется создать ребенку максимально комфортные условия в семье,
исключить излишние эмоциональные нагрузки. В присутствии ребенка
говорите медленно, негромко, четко. Недопустимы семейные скандалы и
бурные выяснения отношений между родственниками. Ребенка следует
оградить от активных игр, от длительного общения с телевизором и
компьютером. Лучше как можно чаще гулять с ребенком (но не в местах
большого скопления людей, и не в шумных местах) и читать ему добрые
книжки.
Если ребенок заикается достаточно давно, то, кроме
врача-невролога, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Логопедические упражнения научат преодолевать заикание и помогут
выровнять плавность и ритм речи.
Когда настает время идти в школу, а проблема все еще существует, родителям следует помнить, что занятия с логопедом создают дополнительную нагрузку
на ребенка. Многие родители из лучших побуждений стараются загрузить
ребенка разными занятиями, что оказывается для него несоизмеримо
тяжело, создает постоянную усталость, на фоне которой форма заикания
приобретает более тяжелый характер. На этот период следует освободить
ребенка от занятий в различных кружках и секциях.
Как правило,
учителя всегда помогают, и идут навстречу детям с заиканием. Например,
дают возможность ответить на задание в спокойной обстановке, или
письменно. Конечно, проходить проверку на технику чтения заикающиеся
дети не должны, но зато выученные наизусть стихи, как правило, они
читают очень выразительно и без запинок, а еще лучше они умеют петь.
Успешное
разрешение проблемы зависит не только от врачей и педагогов. Заикание
поселяет в ребенке тревогу от мысли, что он не такой как все, что он
хуже, чем другие дети. От родителей должна исходить постоянная
эмоциональная поддержка, чтобы ребенок был полностью уверен в том, что
его любят таким, какой он есть. В некоторых ситуациях, конечно, нужно
уметь выдерживать характер. Если ребенок совершил какой-то поступок, за
который его следует отругать - отругайте. Но именно за поступок, и ни в
коем случае не говорите ему, что он плохой. Например: «Я очень люблю
тебя! Ты добрый, ты славный, но сегодня ты вел себя очень плохо. Мне не
хочется с тобой общаться, пока ты не поймешь, в чём был неправ, и что
так себя вести нельзя».
Ребенку с заиканием живется намного
сложнее, чем его сверстникам. Не менее важная задача, чем избавиться от
заикания - избавить ребенка от комплекса неполноценности,
который он испытывает. В школьном возрасте нужно обязательно выявить
склонность ребенка к тому или иному умению и развить его - будь то
музыка, спорт или рисование. Осознание того, что он умеет что-то делать
лучше других, значительно повышает самооценку и переключает внимание с
недуга на другое действие. Ребенок чувствует в себе способности, он
увлечен любимым делом - это сводит к минимуму его тревожность и
приводит к значительному снижению заикания, а иногда и к полному его
исчезновению. В Мой Мир
|