Его боятся. От него бегут. Им пугают: «Вот будешь так себя вести,
останешься совсем один!» – и эта угроза действует. С каждым прожитым
годом в человеке крепнет уверенность, что тяжелее одиночества нет на
свете наказания. А вместе с ней растет страх быть без людей…
Знакомы
с одиночеством многие, а вот дать ему сколько-нибудь четкое определение
пока не могут ни психологи, ни философы. У ученых не существует даже
согласия относительно природы одиночества: что это такое – душевное
состояние? Чувство?
Психологический процесс? Думается, в едином мнении нет и необходимости.
Напротив, хорошо, что в науке существуют различные подходы к изучению
этого явления.
Как ощущается одиночество? Обычно
дети не жалуются именно на одиночество. За ним скрывается множество
более конкретных дискомфортных переживаний. Чаще всего это паника,
беспомощность, утрата надежды, ощущение покинутости, чрезмерная
ранимость. Чуть реже – застенчивость, незащищенность, ощущение собственной непривлекательности, непригодности, глупости.
На третьем месте – беспокойство, «охота к перемене мест», раздражительность,
безволие как неспособность сконцентрироваться и взять себя в руки. Все
вместе это может сопровождаться меланхолией, опустошенностью, жалостью к
себе, тоской по кому-то.
Казалось бы, все эти переживания имеют
чисто отрицательный характер. Действительно, ребенку, да и взрослому,
они в моральном отношении обходятся чрезвычайно дорого и тяжело.
Когда оно острее всего? «Площадкой»,
где можно испытать одиночество, может стать дружба, зарождающаяся
любовь – но не только. У подростков одиночества связано еще и с тем, что
они впервые ставят перед собой вопросы о смысле жизни: «Кто я и зачем
живу?»
Помните, как в фильме С. Соловьева «Сто
дней после детства» Митя Лопухин, впервые испытав чувство неразделенной
влюбленности, спрашивает щупленького паренька из своего отряда:
— Скажи мне, Лебедев, ты одинок?
— Не знаю, да, наверное.
— А почему?
—
Ну, потому что я физически не очень мощный – это во-первых, а потом, я
какой-то хлипкий нравственно и вялый, от этого, наверно, со мной не
очень интересно дружить…
Всегда ли это плохо? Влияние
одиночества на жизнь человека двойственно. Да, оно сплошь и рядом
бывает разрушительным для личности. Встречаются изнуряющие,
патологические состояния одиночества, полностью лишающие человека покоя и
радости. Но ведь можно взглянуть и с другой стороны: увидеть в
одиночестве необходимый этап самопознания и самоопределения – период
развития, чтобы наедине с самим собой задуматься над своими поступками,
жизнью, прислушаться к своим желаниям, оценить возможности. Между тем
традиционный страх одиночества велик.
Чем же мы можем помочь детям, и в какие моменты особенно остра опасность, что одиночество перерастет в отчаяние и депрессию?
Необычайно
важно, чтобы родители сумели привить ребенку психологический опыт,
смысл которого в том, что его чувства, как бы уникальны они ни были,
какими бы хорошими или плохими ему самому ни казались, могут быть
разделены и совместно пережиты близкими ему людьми. Для этого достаточно
просто посидеть рядышком, заметить, описать словами, что происходит с
ребенком в настоящую минуту («ты, похоже, здорово рассердился»; «мне
тоже бывает невесело»). Помните: сопереживания требуют не только
«негативные» чувства – неразделенная радость тоже способна
спровоцировать одиночество. И если у родителей сочувствие своему
ребенку, так сказать, в крови, то, скорее всего, он легче справится с
трудностями. А если вы сознаете, что понимать и принимать
чувства ребенка для вас – непомерный труд, и ситуация подобного рода
кажется вам чересчур сложной, непонятной, тревожной – тогда вам самим
неплохо было бы обратиться к психологу. Польза от этого будет не только
вам, но и вашим детям.
Отчего оно возникает? В
каком возрасте ребенок впервые сталкивается с тем, что впоследствии
будет им понято и осмыслено как одиночество? Возможно, когда впервые
остается один, без мамы, и его крик так беспомощно одинок. Или позже, на
пороге юности. Чтобы 5–7-летний малыш не чувствовал себя одиноким, у
него должен сложиться опыт общения и дружбы со сверстниками. Ребенок,
способный завести игру с ровесником, умеющий общаться с себе подобными,
может тем не менее иногда предпочесть проводить время в одиночестве.
Но он умеет успешно общаться, когда захочет или когда потребует
ситуация. А вот не владеющий навыками общения остается один не по своей
воле.
Пете 6 лет, но он уже первоклассник. Родители у него
заботливые и любящие. Обеспокоены тем, что мальчик ни с кем не дружит,
все перемены простаивает у окна, в крайнем случае готов общаться разве
что с учительницей или школьным психологом. А дети его не принимают. Что
делать?
Оказалось, Петя рос болезненным мальчиком, подолгу лежал в больницах
и почти все время проводил дома с мамой. Поскольку он был очень
слабеньким, родители боялись инфекций и потому ограничивали его контакты
с детьми. В результате малыш научился иметь дело только со взрослыми,
но для общения со сверстниками его опыт был непригоден. Поскольку детям
как воздух необходимы контакты друг с другом, мы посоветовали
познакомить его с таким же малообщительным ребенком, с которым, по
мнению родителей, он мог бы поладить.
Тут в классе появился новенький
– мальчик постарше и довольно-таки задиристый. На удивление, дети стали
лучшими друзьями! Петя приобрел в лице нового приятеля защиту и
поддержку – как бы «старшего брата», а тот, в свою очередь, получил опыт
признания иным способом, чем баловство и драки. Американская школа
психологии констатирует: «Младенец одинок, если он испытывает недостаток
нежности и контакта с матерью. Ребенок одинок без родительского участия
в играх и беседах. Подросток одинок, если он отвергается сверстниками».
Эту сжатую формулировку стоило бы усвоить всем родителям.