То,
насколько будут дружны дети в семье, определяется множеством факторов.
Особенно важны первые годы после появления на свет следующего ребенка.
Многие братья и сестры с удовольствием помогают родителям заботиться о
новых членах семьи.
Старшие дети играют с ребенком, успокаивают его, кормят и
меняют пеленки. С другой стороны, рождение младшего ребенка часто
вызывают дистресс у старших детей. Особенно он силен, если разница в
возрасте между ними и новорожденным меньше трех лет.
Старшие дети могут замкнуться в себе, или наоборот, будут
вести себя чересчур по-детски, пытаясь вернуть внимание родителей.
Зависть, агрессивность и повышенная тревожность - обычные реакции детей дошкольного возраста на появление соперника.
Для большинства первенцев рождение второго ребенка не является
полной неожиданностью. Дети любопытны и их внимание привлекает
изменившиеся очертания фигуры матери, они наблюдают за приготовлениями
к появлению малыша. Раньше или позже их расспросы побуждают родителей
раскрыть суть происходящего.
Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто
первенцы прямо просят "купить " им братика или сестричку. Их желание
вполне понятно. Они нуждаются не только в покровительстве родителей, но
и в партнерах по играм и развлечениям. Кроме того, рождение малыша
сулит им приятную перспективу попробовать себя в роли опекуна, учителя
по отношению к младшему.
В детском воображении малыш значительно более развит, чем на самом деле. Дети обычно представляют его как умеющего говорить, ходить или, по крайней мере, ползать.
Как подготовить старшего ребенка к появлению малыша? Надо
обязательно обсудить с первенцем, что новорожденный будет сначала
беспомощным, требующим много внимания, заботы всех членов семьи и
только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Очень важно
объяснить, что малыш с самого начала очень хрупок и ему в первую
очередь будет нужна забота матери.
Такой
разговор необходим, чтобы поддержать положительное эмоциональное
отношение к новорожденному, но не к тому вымышленному, который возник в
голове у ребенка, а к реальному, каким он будет на самом деле. Очень
важно не переборщить, разукрашивая достоинства будущего члена семьи, а
стараться до конца быть искренним с ребенком. Это поможет избежать
разочарования.
Другая крайность заключается в том, что стремясь не
обременять первенцев, родители могут изолировать их от заботы о
появившемся новом члене семьи. Если это не становится принудительной
обязанностью, детям часто нравится опекать и присматривать за малышами.
В таких ситуациях они чувствуют себя взрослее, много умеющими и
знающими. Они воображают себя в роли родителей, и это приносит им
большое удовлетворение.
Однако, увеличение семьи для старших детей не связано только
с приятными перспективами. Их реальная жизненная ситуация очень
меняется. Родительское внимание сосредотачивается на младшем брате или
сестре. Младенцу нужен постоянный уход. Мать может испытывать серьезное
переутомление, недосыпать
и в этой ситуации не быть способной в полной мере отвечать на
потребности старшего ребенка. Положение дел несколько облегчается,
когда с появлением следующего ребенка отцы начинают уделять больше
внимания старшему.
Чтобы помочь старшим детям приспособиться к новой ситуации,
очень важно, чтобы родители постарались сохранить те "ритуалы общения",
к которым ребенок привык и которые ему нравятся: определенные игры или
чтение сказки на ночь, телесный контакт матери с ребенком, привычные
занятия. Взрослым также стоит воздерживаться от чрезмерного восхищения
малышом в присутствии старшего.
В ситуации появления нового ребенка старшие дети пытаются
найти всевозможные средства восстановить эмоциональный контакт с
родителями и утвердить собственную значимость в семье. Нередко старший
ребенок начинает вести себя подобно младенцу, снова становится
плаксивым, неряшливым, перестает пользоваться горшком. Он как бы
регрессирует в своем развитии, пытаясь вернуть утерянное внимание.
Вместо того чтобы препятствовать такому поведению и бороться с ним,
родители могут эффективно его преодолеть, намеренно предоставив ребенку
возможность снова побыть младенцем в специальной игре.
"Игра
в младенца" помогает дошкольнику осмыслить произошедшие в семье
перемены путем естественной для этого возраста ролевой игры. Для ее
проведения матери понадобится 15-30 минут в день. Игра заключается в
том, что мать по отношению к старшему ребенку ведет себя так, будто он
снова стал младенцем. Ребенок вновь, подобно новорожденному, ощущает
себя в центре материнского внимания и заботы, и это может снизить
остроту переживаемых им чувств обиды, зависти и злости. В ходе игры
мать может предложить ребенку как будто снова стать маленьким и
беспомощным младенцем, закутаться в пеленку, попить из бутылочки,
пососать соску и т.д. Игра может начаться с показа фотографий и
видеозаписей, на которых он увидит себя младенцем. Можно предложить
ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в раннем детстве.
Хороший способ закончить игру - "усыпить младенца", нежно укачивая его
и спев ему колыбельную песню.
Чтобы сделать "игру в младенца" эффективной техникой
преодоления ревности к брату или сестре, важно отвести для нее
специальное время и не использовать в присутствии других членов семьи.
Отец и другие близкие ребенку люди могут отдельно играть с ним в эту
игру. В нее следует регулярно играть с ребенком до тех пор, пока
ребенок не потеряет к ней интерес.
Время от времени говорите
ребенку о том, что вам нравится так играть, поскольку, не переставая
гордиться тем, какой он взрослый, вы грустите о том времени, когда он
был маленьким. Проигрывая различные формы поведения малыша, имитируя
его отношения с окружающими, старший ребенок постепенно
разочаровывается в такой игре и выбирает занятия, более соответствующее
своему возрасту. Лежание в пеленке, хныканье, сосание воды из бутылочки
не дают такого удовлетворения четырехлетнему ребенку, как подвижная
игра или работа с интересным конструктором.
Родителям следует
позволять ребенку отыгрывать роль младенца в специальной игре и
игнорировать его стремление действовать так, вне специально отведенного
для игры времени. Это будет говорить ему о том, что вне игры родители
ожидают более зрелого поведения. Благодаря этой игре ребенок
оказывается в состоянии осознать, что когда-то он действительно являлся
центром материнского внимания и получал от родителей все то, что теперь
получает его брат или сестра. Вследствие этого чувство зависти по
отношению к ним теряет свою остроту.
В Мой Мир
|