Впереди у такой "тревожной" измотанной мамы и
ребенка, которого все время не "слышат" много трудностей в отношениях. У
ребенка, которого изначально не учитывали, в дальнейшем возникнет масса
психологических проблем в отношениях с другими людьми, и сложности в
постановке и достижении своих целей. Принимать решения и делать выбор
будет для него мучительно. Маму же ждет ощущение усталости, одиночества,
напрасного труда, за который она не получает благодарности "Я всю жизнь
тебе посвятила, а ты…!" Эта мама будет всегда сильно тревожиться
(критиковать, находить недостатки, обесценивать достижения), неосознанно
транслировать ребенку свой страх неуспеха как матери, лишая его
поддержки.
Если возникают трудности в детском саду или в школе, у
"тревожной мамы" не будет возможности разобраться в том, что происходит с
ребенком. Она начнет "браться за него" не интересуясь его чувствами,
его восприятием ситуации. Таким образом, она присоединится к социальному
признанному мнению о том, что "их нужно держать в строгости,
контролировать каждый шаг, а то все будет плохо, что-нибудь натворит,
еще ничего не понимает…".
Для ребенка (подростка) это сообщение о
том, что он изначально недостаточно хорош, ему нельзя доверять, и ему
придется много и долго доказывать взрослым, что он не такой уж плохой,
что он может… Но у ребенка растерянной, "тревожной матери" будет мало
сил для этого. К сожалению, семейное законодательство и мнение
подавляющего большинства воспитателей и учителей поддерживают развитие
роли матери как "тревожной". Есть много правил, которые сообщают ей,
какой быть должно в контакте с ребенком, иначе - одно из важных дел в ее
жизни считается не успешным, а она будет по существу признана негодной
для одной из важнейших своих ролей (определенной природой, а не
людьми!).
Если ребенок такой мамы, в подростковом
возрасте в связи с психологическими трудностями попадет в поле зрение
социальных организаций или органов исполнительной власти (детской
комнаты милиции), мама будет рассматриваться, как главный виновник. Под
тяжким бременем собственного чувства вины, накопленного годами,
одиночества и отчаянья совладать с собственным чадом, ощущая себя
негодной и обессилившей, она еще больше "возьмется за него". А это в
свою очередь чаще всего приводит к полной потере контакта и
взаимопонимания с ребенком. Тогда оба они, как правило, становятся
совершенно одинокими, снова теряя возможные ориентиры.
Любить и быть любимым
Среди прав,
прописанных в семейном кодексе, к сожалению, нет права на
неприкосновенность контакта "мать-дитя". Но адекватную возможность и
право защитить этот контакт от разрушения и вторжений имеет каждая
женщина, ставшая матерью. Эти возможность и право даны ей природой. Если
вам хочется получать удовольствие от контакта с ребенком, с радостью
замечать его достижения, разрешать трудности в отношениях с ним легче,
чем это часто бывает - словом, позволить себе любить его.
Подумайте, а затем договоритесь с близкими о том, чтобы у вас была
возможность отдыхать. Хотя бы час в день и в этот час хорошо обратить
внимания на свои чувства, побыть с собой наедине.
Во время кормления вы принадлежите ребенку, а он вам. Это время должно
приносить радость обоим (неважно, кормите вы грудь или нет). Если это
время вы потратите на обсуждение семейных проблем, просто разговора с
другими - вы можете пропустить что-то очень важное. В этот момент двое
чувствуют себя одним существом (такого потом больше не бывает). Глядя на
малыша, слушайте свои чувства и смотрите как меняется выражение его
лица, и вы научитесь понимать, что с ним происходит.
Воспринимайте свою роль не как учителя, который ставит оценку.
Вы важный помощник, который помогает новому человечку узнать и освоить
этот мир. Поддерживает его в этом и создает безопасную обстановку.
Помощник, не торопящий события, учитывающий темп жизни малыша.
Радующийся его достижениям. Это относится и к папам.
Не принимайте все рекомендации безоговорочно
от кого бы они не исходили. Прежде всего, сверяйтесь с реакцией ребенка.
Ему может не подходить то, что предлагается. Начиная с рекомендованного
питания, режима дня, заканчивая лекарствами, игрушками, воспитательными
приемами. Если вам не комфортно от того, что кто-то проявляет слишком
много энтузиазма и рвения в воспитании вашего ребенка - придумайте
ясную, не двусмысленную форму отказа. Слушайтесь своего чувства и не
бойтесь отказывать. Ваше раздражение будет верным сигналом про то, что
для ребенка это лишнее.
Не стоит забывать, что в жизни ребенка рано появляется
неприятно слово "нельзя". Старайтесь, чтобы этих "нельзя" было немного. И
они касались бы его безопасности, а со временем общих правил
взаимодействия с другими. Есть "нельзя", которые ребенок осваивает сам
(падение, горячие предметы). Есть "нельзя", которые можно не оглашать, а
"убрать" (лекарства, вещи, парфюмерия, посуда, острые предметы,
спички). Если все же что-то "нельзя", то нельзя всегда, даже когда
ребенок болен, устал, капризничает.
Играйте вместе с ребенком, а не вместо него. Не стремитесь быть
первым и не пытайтесь научить. Подхватывайте его предложения и идеи.
Игра учит общению и сотрудничеству. Если вам сложно играть входите в
этот процесс понемногу, увеличивая время пребывания в нем постепенно.
Слушайте свои чувства во время игры.
Вы можете ошибаться в чем-то, это, как правило, не смертельно и
не сложно исправить, если вы умеете слушать себя и своего ребенка. И не
стремитесь получить статус "идеальной матери". Это всегда вредно для
вас и для ребенка. Помните о том, что природа и жизнь на вашей стороне.
Построим дом для ВЯТКА МАМА (теперь у нас есть свой домик)
.
За день до рождения
ребенок спросил у Бога:
"Я не знаю,что я должен
делать в этом Мире".
Бог ответил: "Я подарю тебе Ангела,
который всегда будет рядом с тобой".
"Но я не понимаю его язык"
"Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед"
"А как зовут моего ангела?"
"Неважно как его зовут...
...ты будешь называть его: MAMA...