С
этой жалобой обратилась радиослушательница к нашему постоянному
собеседнику, профессору, академику РАО, директору Института возрастной
физиологии РАО Марьяне Михайловне Безруких. Действительно, что делать с
ребенком, которому не сидится на месте? Подобных вопросов
очень много, – отмечает Марьяна Михайловна. – Родители очень подвижных,
очень импульсивных детей не готовы смириться с тем, что ребенок не
соответствует их ожиданиям или требованиям.
И боятся, что их дети не будут соответствовать требованиям школьных учителей, не смогут быть успешными в учебе.
О том, как правильно подготовить такого ребенка к школе, и пойдет наш сегодняшний разговор.
Диагноз или характер? Импульсивных, подвижных, эмоциональных детей было много всегда. Однако
раньше шустрому ребенку ярлык не приклеивали. Теперь же диагноз «синдром
дефицита внимания и гиперактивности» стали ставить гораздо чаще, да и
от самих родителей все чаще слышишь про их ребенка: гиперактивный. Но
это вовсе не означает, что все дети, которых так называют, действительно
гиперактивны.
Гиперактивность – сложное, неоднозначное
явление. Чтобы поставить такой диагноз, нужно долго и очень внимательно
наблюдать за ребенком. Самое главное, на что мне бы хотелось обратить
внимание родителей: гиперактивный ребенок гиперактивен всегда, вне
зависимости от ситуации. Если когда-то ребенок бывает спокойным,
когда-то сосредоточенно что-то делает и лишь в определенных ситуациях
чрезмерно активен, чрезмерно эмоционален – это точно не гиперактивность.
Кроме того, нужно учитывать, адекватны ли родительские
требования возрастным особенностям ребенка. Бывает, мама и папа
трехлетнего малыша считают, что у них невнимательный ребенок, на
основании того, что он не может слушать книжку или собирать мозаику 20
минут подряд.
Но в три года ребенок может
сосредоточенно заниматься каким-то делом максимум 5 минут без перерыва, а
20 минут он сможет заниматься хорошо если в шесть лет.
Три кита СДВГСиндром дефицита внимания с гиперактивностью включает в себя три
показателя: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. В
приложении мы приводим характерные для них симптомы. О диагнозе
«гиперактивность» можно говорить только
в том случае, если в течение как минимум шести месяцев подряд постоянно,
на протяжении всего дня, отмечается не менее восьми симптомов.
Однако даже если вы ответили «да» на все вопросы, это еще не
стопроцентное подтверждение того, что ваш ребенок гиперактивен. Многое
зависит от особенностей родителей. Мама жесткая, нетерпеливая,
раздражительная, требовательная к ребенку может дать ответ «да» на все
вопросы, тогда как более спокойная, покладистая, снисходительная мама
дала бы на них же отрицательный ответ.
Даже если
утвердительных ответов больше, чем отрицательных, самим, «на глазок»,
ставить диагноз и давать ребенку без рекомендации и контроля какие-то
травки, настойки, БАДы, которые порекомендовали ваши родные или
знакомые, нельзя.
Ребенка необходимо показать детскому неврологу, который подтвердит или опровергнет предварительный диагноз и назначит лечение.
Нужен очень четкий план! Главное, чему нужно научить гиперактивного ребенка при подготовке к
школе – это организации деятельности: умению слушать и понимать
инструкцию, удерживать эту инструкцию в памяти и работать в соответствии
с ней. Мы говорили об этом не однажды, но повторюсь еще раз: крайне
важно, особенно когда речь идет о гиперактивном ребенке, чтобы
инструкция была понятной, чтобы она не была многоступенчатой. Иначе
ребенок, у которого не очень хорошо сформировано внимание, ее просто не
запомнит.
Гиперактивным детям свойственна импульсивность, они склонны
работать как придется, что называется, методом проб и ошибок, и в этом –
одна из причин их неуспеха в школе. Ребенку нужно объяснять, как именно
планировать свою деятельность. Сначала мы вырабатываем эту
последовательность действий вместе с ребенком, потом постепенно мы учим
его самого делать какую-то часть работы.
Хорошо начинать формирование организации
деятельности на тех заданиях, для выполнения которых не нужно много
времени, чтобы ребенок мог удержать инструкцию до самого конца работы.
Только в этом случае он сможет самостоятельно проверить работу по ее
окончании и найти ошибки, а это тоже крайне важный для гиперактивных
детей навык.
Школа для шустрикаГиперактивному ребенку нужно выбирать не столько школу, сколько
учительницу. Она должна более или менее снисходительно относиться к его
возможным выходкам, что-то превратить в шутку, на что-то не обратить
внимания. Если при первом же разговоре с учительницей вы видите, что она
нетерпелива, раздражительна, чрезмерно требовательна, то такой педагог
точно не для гиперактивного ребенка. Она будет его дергать, делать
бесконечные замечания, постоянно раздражаться и, в конце концов, просто
откажется с ним работать.
Что касается программы, то для гиперактивного ребенка,
безусловно, не следует выбирать программу интенсивного обучения. Эти
дети ни в коем случае не должны быть перегружены. Им необходимо спать не
меньше десяти часов день, иметь возможность много двигаться на свежем
воздухе. И еще: у них должен быть очень жесткий режим. Им нужно жить в
определенном ритме, раз и навсегда определенном, без сбоев, цейтнотов и
спонтанных изменений.
Опросник для родителейНиже перечислены
симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Поставьте галочки против тех пунктов, которые, на ваш взгляд, имеют
отношение к вашему ребенку. Если вы отметили 8 пунктов и более и эти
симптомы наблюдаются постоянно хотя бы в течение шести месяцев, покажите
ребенка врачу-неврологу.
Невнимательность• недостаточно внимателен к деталям;
• с трудом удерживает внимание;
• создается впечатление, что не слушает говорящего;
• не может довести дело до конца;
• имеет трудности организации;
• избегает выполнения заданий;
• теряет предметы;
• отвлекается на внешние раздражители;
• забывчив.
Гиперактивность• дрыгает ногами и руками, крутится;
• не может усидеть на месте, когда это требуется;
• носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
• ему трудно тихо играть;
• всегда «заведен», как будто «внутри мотор»;
• чрезмерно разговорчив.
Импульсивность
• выпаливает ответы;
• не умеет ждать своей очереди;
• прерывает и вмешивается.
Записала Ася Штейн