Моей
коллеге часто звонил на работу шестилетний сын, произнося неизменное:
«Таня есть?» Мама млела от счастья, она считала, что я «многого не
понимаю» - тогда у меня не было своих детей. Мне же и тогда казалось, и
сейчас, когда у меня двое, кажется: если «малыш» вырос настолько, чтобы
выучить и самостоятельно набрать телефонный номер, то и поздороваться с
тем, кто поднимает трубку, он вполне в состоянии. Многие взрослые моего
мнения не разделяют: собственные дети кажутся несмышленышами.
***
Стайка шестиклассников - одноклассников дочери, хором поздоровавшись,
двинулась к выходу со школьного двора. Обычная подростковая возня, взрыв
смеха и вдруг - заливистый, далеко разносящийся, произносимый без
запинки и смущения - омерзительный мат. Исполненная звонким мальчишеским
голосом тирада сама по себе не удивила бы, хотя привыкнуть к
«современным языковым нормам» мне не удается. Удивил автор: я его
узнала.
Почти ежедневно взрослый женский голос просит к
телефону мою дочь. Это мама или бабушка того самого мальчика. Они так и
представляются: «Мама… бабушка…» Звонят всегда по одному и тому же
вопросу: узнать, что задано. Их внук и сын никогда не делает этого сам -
он очень стесняется. Хм, оказывается, это чувство может быть
избирательным. Мама с бабушкой не в курсе, что ребенок вырос, о чем
свидетельствует владение ненормативной лексикой? Или они не научили его,
чего действительно надо стесняться? К слову, бабушка не только
записывает уроки - она подробно информирована, что именно, по какому
предмету и когда проходили в классе.
***
Этот же мальчик и
его такой же безбашенный приятель давно не дают прохода однокласснице -
прозрачной, болезненной и не очень умной девочке. А барышня, дабы
оправдать свои скромные успехи в учебе, с удовольствием докладывает о
притеснениях маме. Та же, принимая все на веру, убеждена: двадцать
восемь одноклассников шестой год ходят в школу только затем, чтобы
отравить существование ее дочери. Но в тот раз девочку никто и пальцем
не тронул - она сама споткнулась и жестко приземлилась на колени. К
несчастью, рядом оказались два ее преследователя. Видевшие всё
одноклассники готовы поклясться: несчастный случай. Но мать и
разбираться не стала. Синяки («побои!») еще до окончания уроков были
зафиксированы в травмопункте. Медики сообщили об инциденте в милицию.
Однако на учет в ней поставили только одного - того, который не «внук».
За нашего же отрока вступилась бабушка, заявившая в отделении: «Ребенка
вам не отдам!» И не отдала. Тот получил возможность безнаказанно
«стесняться» дальше.
***
Моя подруга
овдовела, едва справив сорокалетие, - муж был немного старше. Без отца
осталась их восьмилетняя дочь - единственный, поздний, горячо любимый
ребенок покойного.
На девятый день самые близкие родственники и
друзья дома рассаживались за поминальным столом. Блюдя традиции,
переговаривались полушепотом, а из включенного в соседней комнате
магнитофона неслась какая-то жизнерадостная песенка. К столу девочку не
позвали - «она ничего этого не ест». Возможно, действительно не стоило
погружать ребенка в общее семейное горе, чтобы не спровоцировать нервный
срыв. Но в результате таких крайне скорбных событий атмосфера в доме
непременно меняется, и не чувствовать, что произошло что-то ужасное, из
ряда вон выходящее, не реагировать на общее горе, ребенок школьного
возраста просто не может!
Вдруг мелодия стала громче. Подпевая и
катя по полу какую-то машинку, в комнату вбежала девочка, осиротевшая
меньше двух недель назад. Ее безмятежного настроения не испортило ничто -
ни напряженно повисшая тишина (ребенок ее попросту не услышал), ни
необычное поведение взрослых (поминки, к счастью, не каждый день
случаются). Не отреагировали и старшие родственники - ни мать, ни
бабушка. Восьмилетний ребенок кажется им столь неразумным, что указывать
на неуместность искрометного веселья у поминального стола им кажется
неправильным? Прояснить этот вопрос не удалось - девочка, набив рот
конфетами, вприпрыжку удалилась в недра квартиры.
***
С
университетской подругой мы не виделись почти два десятка лет. Для таких
встреч обычны шум, гам, неразбериха… Однако шестилетний сын моей
однокурсницы даже в этой атмосфере всеобщего перевозбуждения обращал на
себя внимание. То он залился истеричными слезами у мигнувшего экрана
компьютера. То напал на моего девятилетнего сына: с трудом дотягиваясь,
стал дергать его за волосы, измазал лицо и футболку раздавленной
клубникой и с восторгом кричал: «Вот теперь тебя надо в поликлинику
отвести!». То, выскочив голяком из парилки, отправился бродить по
дачному участку, не смущаясь присутствием множества малознакомых людей и
никак не реагируя на предложения одеться…
В
два года этому мальчику ставили диагноз «аутизм». Впоследствии
оказалось: с ребенком можно и нужно заниматься особым образом. Этим и
занялась большая и дружная семья. Успехи огромны. Всего год назад (в
пять лет) необычный малыш практически не разговаривал, особенно с
посторонними, а сейчас не просто выбежал к калитке встречать гостей -
поздоровался первым! Иногда он ведет себя, как трехлетний, а порой - в
каких-то очень особых случаях - и десятилетнего за пояс заткнет. Что с
этим ребенком будет еще через год, никто не знает, - пока все просто
стараются радоваться достигнутому. Мальчика очень любят и спокойно
объясняют, что он делает неправильно и как надо поступить …
Сочувствовать родителям, как это ни странно, не хочется - этот
ребенок не запущенный, не распущенный и не невоспитанный, странности его
поведения объясняются медицинскими причинами. А вот ко всем остальным
детям, о которых здесь шла речь, у врачей, как говорится, претензий нет -
они посещают обычные школы, их поведение не удивляет ни учителей, ни
родителей. Просто они еще ма-аленькие!