Вы
не поверите, но бежать в школу с набитым ранцем, радуясь, что «Сегодня
в школу!!!» может каждый первоклашка. А рецепт такого чуда прост.
Желание, густо замешанное на самостоятельности и доверии. Учтите, что
желание несет с собой ваш ребенок. А остальные компоненты требуются от
вас. Иначе чуда не получится.
Как сделать так, чтобы ваш ребенок САМ: - вставал рано утром в школу; - собирался в школу, следя за временем, а не ожидая понуканий со стороны взрослых; - шел в школу с удовольствием, а не волочился на мамино-папиной руке; - приходил в школу вовремя; - делал уроки с удовольствием и вовремя; - ложился спать в такое время, чтобы выспаться к раннему подъему в школу.
Краеугольный камень доверия
Чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием, вам нужно научиться
ДОВЕРЯТЬ ему. Соглашусь, что научиться этому непросто. Но доверие лежит
в основе любого НАВЫКА.
Вам кажется, что вы умнее
своих детей? Что вы все знаете, а они маленькие и бестолковые? Вы
считаете, что их нужно во всем контролировать? Но тогда каким навыкам
вы собираетесь обучить ваше дитя? Ходить по струнке? Выполнять приказы?
Спрашивать разрешения по поводу и без?
Этому успешно научит
армия. А мы с вами будем учиться доверию. Обратите внимание: учить
себя, а не сынулю или дочку. И начнем с... напряжения.
Вы заранее поднимаетесь, чтобы приготовить завтрак.
Следите за каждой минутой. Начинаете тормошить малыша, а он...
переворачивается на другой бок и снова уходит в мир сна. Ваше
напряжение растет. Наконец, вам удается поднять полусонное дитя,
отправить его плетущегося в ванную, накормить завтраком, помочь
натянуть куртку и ранец. Он спит. Он еще и не проснулся. Поэтому дорога
до школы превращается в набор понуканий. Ваше напряжение достигает
апогея, когда вы забегаете в школу со вторым звонком, а вам еще нужно
переобуться. Уф!
Просто страшные воспоминания какие-то. А теперь ждем, когда же нам эта
ситуация надоест? Надоела? Отлично! Приступаем ко второму этапу
обучения: задаем вопросы. Сначала себе!
- Кому нужна школа и нужна ли? Моему ребенку. Хотя бы потому, что я в своей уже отучилась. - Кто хочет ходить в школу? Он хочет. - Мне его школа нужна? В общем-то нет.
- Тогда почему я напрягаюсь из-за его опозданий и просыпаний? Почему я
тащу его за руку, а он посматривая по сторонам, плывет, как будто
времени еще вагон и маленькая тележка? Потому что так НАДО, так ДЕЛАЮТ
ВСЕ. Но это неправильно, нелогично!
Теперь задаем вопросы своему любимому чаду. Наверное, парадокс: получаем те же ответы. И еще. - Тебе нравятся опоздания?
- Ты считаешь, что мне нравится следить за тем, как долго ты
собираешься, как ловишь ворон по дороге, как автоматически опаздываешь?
- Тебе самому нравится опаздывать?
На все вопросы, заданные своему ребенку, получаем ответ: «Нет!» И разрабатываем такой план дальнейших действий: - будильник он теперь ставит САМ; - просыпается по нему САМ; - САМ следит за временем, оставшимся до выхода; - САМ подгоняет маму, которая ПОКА сопровождает его в школу; - САМ следит за временем, отложенным на дорогу.
Опоздание или неопоздание на шахматы тоже относится к этим навыкам. Про
самостоятельно сделанные уроки я не говорю, потому что это изначально
было бесспорным фактом.
Первый блин комом?
Истошно пищащий будильник он не слышит в принципе. Поэтому, подождав
немного, в первый день эксперимента, я просто сказала ему: «Больше
будить не буду, пойду лягу досыпать». Ребенка как ветром с кровати
сдуло. Вы можете мотивировать свое дитя другими фразами и действиями.
Главное, чтобы для него они имели смысл, были значимыми. Для него, а не
для вас!
В первый день мне еще приходилось ему напоминать: я
НЕ отвечаю за время, я НЕ отвечаю за твои опоздания. Вы думаете легко
сдержаться и не посоветовать? Думаете легко оставаться просто НАБЛЮДАТЕЛЕМ? Трудно. Но это того стоило!
Теперь я не спеша собираюсь, люблю встать рано и пока ребята спят,
приготовить завтрак и посидеть за компьютером. А потом просто жду,
когда мой гениальный ребенок даст мне команду: «Пора выходить!»
Теперь не я, а он тащит меня за руку, а я любуюсь утренними
пейзажами, небом - мое любимое зрелище, тонким ледком на лужах, радуюсь
светлому зимнему утру - как хорошо, что часы перевели:))) И думаю: «А
ведь, действительно, ходить в школу для первоклашки - сплошное
удовольствие. И для его родителей - тоже».
В Мой Мир
|